На главную страницу На главную страницу  
На главную страницу На главную страницу
На главную страницу На главную страницу   На главную страницу
На главную страницу   На главную страницу


ПУБЛИЦИСТИКА

Любовь Громыко

СТЫД

"Не плоть, а дух растлился в наши дни…"

Федор Тютчев

Обозначенная тема, сразу скажем, выглядит рискованной. Автор тут же будет обвинен в крайней степени ханжества, потому что традиционные нормы морали, этики представляются скучными, немодными, даже глупыми, а все, что им противоречит — привлекательным и современным. В общественном сознании названное понятие весьма затуманено. И оно стало еще более смутным с появлением очень современного выражения "ложный стыд". Так какой ложен, а какой нет? Да и какой мерою мерить то, что, как и совесть, не поддается никаким единицам измерения? Где, наконец, должен возникать знак "стоп", если художнику, режиссеру или писателю вдруг совершенно необходимо говорить "про это"?

Но ведь и без "этого" разве не может невыносимо жечь стыд за множество жизненных промахов, поступков, слов? Да, стыд — категория далеко не однозначная. Но не случайно в народе издревле бытует присловье "ни стыда, ни совести", очень мудро и накрепко связавшее в одно целое два понятия. И если даже рассматривать стыд только с точки зрения внешних проявлений, то, согласимся, для большинства из нас всё внешнее всегда является знаком внутреннего — наглядно читаемым символом того, что происходит в душе и сознании человека. Именно поэтому неоспоримо точен смысл приведенной строки поэта. Но, как ни странно, этот смысл подчас абсолютно чужд утонченным умам иных деятелей культуры и искусства — тех, кто претендует, если не на "инженерию" человеческих душ, то во всяком случае на заметное на них влияние. Что и делается через бесконечные токшоу, peaлитишоу и вообще — "культурные революции".

Нужна ли правда, если она голая?

Человеку удается заговорить свое здоровое отвращение и уверить себя в белизне черноты.

Иван Ильин

Большая благодарность еженедельнику АИФ который иногда, с наибольшей остротой показывает кто есть кто и что есть что, перехлестывая и самые незабываемые впечатления от случайно увиденных "шоу". Спасибо журналистке Ю.Тельтевской. Она дала возможность высказаться за круглым столом под названием "Голая правда" /№10,2006/ режиссеру В.Иноземцеву, драматургу Н.Рудковскому, театральному критику Т.Комоновой. Во вступительной врезке говорится: "Редкие попытки демонстрации неприкрытой наготы встречаются аудиторией неоднозначно: кто-то видит новое слово в искусстве, кто-то дурашливо хихикает, кто-то требует запрета. Так случилось со спектаклем "ЖКДанс" театра "ИнЖест", проповедующего Формы альтернативной эстетики, бутоданса и пластического перформанса.

Термины последней строки, думается, не столько характеризуют театр, сколько выражают отношение избранных творцов к дурашливо хихикающей публике. Дабы хоть немного облагородить такую аудиторию, участники разговора призывают быть "более тонкими, более терпимыми", когда, к примеру, "актеры в театральной форме рассуждают про похождения пениса, про сложную жизнь вагины, про поиски сексуальной гармонии". (Извините, читатель, но из песни слова не выкинешь)

И, мол, если "тело является материалом искусства, оно должно быть им без исключений. Почему ладонями, например, заниматься можно, а гениталии нужно исключить из сферы внимания?" И все в один голос сетуют: "У нас в Белоруссии нет культуры /!/ восприятия подобных зрелищ. Белорусы совершенно не понимают, что люди, работающие в театре, преследуют "иные" /это какие же?/ цели. И вообще высокохудожественные творения создаются ими во имя "высокой цели".

Вот тут-то и представляется самое интригующее: во имя какой-таки цели? И в чем ее высота? Казалось бы, этот вопрос мог бы хоть чуть прояснить представитель министерства культуры М.Козлович, тоже приглашенный за "стол", который, к сожалению, не имел даже оттенка дискуссии. Все выступали совершенно в унисон, повторяя и поддерживая друг друга. И чиновник от культуры лишь скромно порекомендовал воплощать подобные сюжеты убедительными художественными средствами, не переходя "за рамки дозволенного". Что же это за рамки? Кем и что "дозволено"? И на что накладывать некие рамки после упомянутых откровений?

Вот и поговорим о "рамках"

…где неприличие и непотребство, где срам и бесстыдство, там и небывалая жестокость с неслыханными жертвами.

Валентин Распутин

Ну зачем же так сразу - жестокость, жертвы… И неужели художник и искусствовед /автор этих строк/ всерьез против изображения обнаженного тела? Это уж слишком! Не сама ли обучалась на античных афродатах и апалонах, на возрожденческих полотнах Джорджоне и Ботичелли, на пышущей энергией наготы живописи Рубенса?

Да было такое. И есть. Ибо шедевры есть шедевры, хотя и к ним относиться можно по-разному. Правда и то, что в живописи 18 века, особенно французской, появляется откровенная эротика. Но от нее было совершенно свободно русское искусство 19 века, когда только и появилась в картинах обнаженная модель. А прибегали к ней наиболее часто, например, Г.Брюллов, А.Иванов ради действительно высоких целей. Вспомним "Явление Христа народу". И без всяких обсуждений или постановлений непременно обязательным было целомудренное изображение наготы.

Эта благородная традиция — отношение к телу как к чудесному по красоте творению — свято сохранялась и, в какой-то мере, живет поныне. В учебных постановках, выполненных студентами художественных вузов в 50-60 годах, видишь милых девушек, нагота которых словно бы таит в себе стыдливость. Позирование художникам было неплохим заработком. Тех скромных натурщиц и сравнить невозможно, с тем, что видишь на улицах, в транспорте, а особенно — на престижных сценах. Нынешняя массовая и, прямо скажем, бесстыдная мода оставила далеко позади то, что было дозволено лишь в специально отведенных кварталах европейских городов десятилетия два-три тому назад.

Сегодняшняя концепция бесстыдства, наглядная прежде всего в рекламе и моде, не один год вызревала в умах теоретиков-извращенцев. За искоренение стыда рьяно взялись ученые мужи, начиная с 3.Фрейда, ставшего столпом психологической науки. Самую весомую роль в процессе обесстыживания сыграл доктор В.Райх. Именно он в середине прошлого века настаивал на полной отмене "репрессивной морали" в отношении между полами. Он же внес в жизнь европейских государств понятие "сексуальной революции", тут же обернувшейся реализацией ее на практике. За ним шел легион последователей — Р.Гароди, Д.Лукач, А.Грамени, Г.Маркузе и прочие.

Мы тут были провинциально отсталые. Но как только стало можно всё за практическое применение новых "открытий" с завидной энергией взялась целая армия психологов, пропагандистов-воспитателей, педагогов и валеологов во главе с выдающейся российской специалисткой по планированию семьи и безопасному сексу, депутатом Госдумы Е.Лаховой. И это происходит по сей день, чаще всего при отчаянном сопротивлении родителей /ибо секспросвет начинается с младшего возраста/, не взирая на самые пагубные результаты. Это просвещение уже получило название, соответствующее содержанию — то есть растление.

Кстати, давно очевидно, что не материальная нужда приводит к демографическим проблемам, а пристрастие к комфорту и наслаждениям любой ценой, полное отвержение всякой ответственности в сочетании с обеспеченной, и, тем паче, богатой, жизнью.

ас задушило процветание", - констатировал Патрик Дж.Бьюкенен — известный автор не менее известной книги "Смерть Запада". И ведь какое жесткое слово применено в названии — смерть. Не больше и не меньше...

Нравственный релятивизм опасен

Выживание человека вне системы нравственных и духовных ценностей невозможно.

Митрополит Кирилл

Как формула четкие слова одного из мудрейших иерархов Русской Православной Церкви прошли красной нитью в работе Всемирного саммита религиозных лидеров. /Москва, 3-5 июля 2006 г./ Иерархи мировых монотеистических религий констатировали, что они имеют единую систему нравственных координат. Заповеди, начертанные на скрижалях Завета, полученного пророком Моисеем от Самого Всевышнего, действительны и непререкаемы как для христиан, так для иудеев и мусульман.

Все эти религии обладают единой истиной о человеке: он сотворен как существо уникальное, принципиально отличающееся от прочих живых творений тем, что природа его принадлежит одновременно двум мирам — видимому, осязаемому, телесно-вещественному, и миру невидимому, духовному, явно присутствующему в самом образе человека и в тех его деяниях /прежде всего действиях совести/, которые никак не могут быть объяснены телесной составляющей. Из религиозного понимания человека известно также, что телесная часть человека смертна, вторая — начинает свою особую жизнь вне тела после его конца. В этом, кстати, не так давно убедилась жительница Пинска Лилия Лучиц, рассказавшая в программе ТВ "Иснасць" о своем пребывании в мире ином во время клинической смерти и трехдневной комы пока некий голос не сказал, что ей еще рано... Примеров подобных не так уж мало, многие описаны в неко¬гда сенсационной книге доктора Моуди и других публикациях. Но те, с кем подобное случалось, очень хорошо поняли, сколь важно здесь, в теле, вести нравственную жизнь, чтобы тот мир не оказался невыносимо ужасным.

А для этого существует первейшая и простейшая установка: наша телесная природа должна быть в подчинении высшей составляющей — духовной. Для определения такого разумно-гармоничного устроения есть понятие целомудрия — то есть целостной мудрости всего человеческого существа.

И ведь как удивительно — только у человека есть телесный символ целомудрия. Девственная плева не имеет никакого физиологического, функционального значения. У нее лишь роль нравственного барьера, издревле отождествлявшегося с честью.

Так как же выглядит "голая правда" в свете изложенного? На наш взгляд, однозначно: если правда о человеке ограничивается рассмотрением голого тела, то такая правда - не о человеке. И даже не о его телесной составляющей, так как ее предназначение — служить Духу. Духу! А не гениталиям.

ело есть сосуд, орудие и форма, живущего в нем духа", — эти прекрасные слова богослова и священника Сергея Булгакова я стараюсь почаще приводить в молодежной аудитории. И — какая радость! - просят повторить помедленнее, чтобы записать, запомнить, передать кому-то еще. У девушек лица становятся более серьезными и, мне кажется, они меньше будут уповать на чудеса косметики, макияжа и прочих ухищрений.

Идеология бесстыдства

Противодуховные страсти кончаются нравственным идиотизмом.

Иван Ильин

Стыд есть верный страж совести. До тех пор пока не убито и то, и другое. А убить можно, хотя и не так-то легко. Для этого надо сделать человека нравственным пациентом /по выражению И.Ильина/, подвести его к той черте, за которой следует добровольное самопредание злу. Иначе говоря — довести до духовного самоубийства. И не кого-то одного, a весь народ. В виду сложности такой задачи существует целая идеология бесстыдства.

Да, бесстыдство — это идеология. Прежде всего потому, что оно имеет исторические корни и глобальные задачи, которые стали осознаваться из анализа опыта существования и гибели многих империй и цивилизаций. Их изнутри разъедала мелкая зловредная тля бесстыдства, проникая повсюду, подобно смертоносному, хотя и замедленно действующему вирусу.

Насаждение бесстыдства обрело свои вполне конкретные цели, связанные неизменно с достижением господства, порабощением народов, установлением власти избранного меньшинства над большинством людского сообщества, потерявшего внутреннюю целостность. Депопуляция и деградация неугодного большинства — такие устремления были сформулированы с полной открытостью в одном из интереснейших документов. Он был написан в начале 18 века тайным орденом Баварских Иллюминатов Адама Вайсхупта. А известен стал в Европе в 1877 году, перехваченный у одного высокопоставленного адепта ордена.

Название документа столь красноречиво, что само раскрывает его смысл и пафос: "Новый завет сатаны". В нем даны прямо-таки инструкции по использованию тайн управления людьми. Одна из первых тайн — во главу угла ставить слабости людей, их пороки на уровне самых низменных инстинктов. "Через образование, основанное на фальшивых посылках, и ложных учениях, молодежь должна быть оболванена, уведена в сторону и развращена", - дают установку Иллюминаты.

Далее смысл в том, что посредством развращения общества у людей должна быть ликвидирована способность самостоятельно мыслить. Слепые массы будут содействовать расшатыванию государственного устройства. И тогда, наконец, замученные правительства сами будут рады передать власть Баварским Иллюминатам ради установления хоть какого-то, самого худого мира.

То есть в системе средств, используемых для достижения мирового господства /и тут понятие "мировая закулиса" отнюдь не плод больного воображения/ отводится очень важная роль всяческому развращению и, прежде всего, сексуальному, потому что через него наиболее эффективно идет процесс депопуляции и деградации общества.

Как тут ни вспомнить положения уже не раз приводившейся в печати и потому известной доктрины Аллена Даллеса, сформулированной в 1945 г. в качестве стратегического руководства в ведении "холодной войны". И примечательно, что автор повторил упомянутые заветы сатаны /как повторялись они и во многих других документах и доктринах/, но снабдил их предельно заостренной направленностью против одного народа — нашего, в целом называемого русским.

Итак, генерал предвкушает, как "эпизод за эпизодом будет разыгрываться грандиозная по своему масштабу трагедия гибели самого непокорного на земле народа, окончательного, необратимого угасания его самосознания... Литература, театры, кино — все будет изображать и прославлять самые низменные человеческие чувства. Мы будем всячески поддерживать и поднимать так называемых творцов, которые станут насаждать и вдалбливать в человеческое сознание культ секса, насилия, садизма, предательства — словом всякой безнравственности… Хамство и наглость, ложь и обман, пьянство и наркоманию, животный страх друг перед другом, беззастенчивость и предательство, национа¬лизм и вражду народов, прежде всего вражду и ненависть к русскому народу: все это мы будем ловко и незаметно культивировать".

Были дискуссии о подлинности текста. Но кто бы его ни придумал, главным остается тот факт, что он существуем и что в нем изложена поистине дьявольская премудрость. Народ, в большинстве охваченный "нравственным идиотизмом" - уже не народ. И покорить его ничего не стоит и без "горячих войн". Достаточно — воинственной агрессивности.

Агрессивность — часть идеологии бесстыдства. Нет бы, например, всяческие извращенцы, называемые меньшинством нетрадиционной ориентации, поживали бы тихо-спокойно, не преследуемые ныне никакими кодексами, удовлетворенные тем, что на западе их права, поставлены чуть ни в центр борьбы за демократию. Нет же. "Меньшинство" устраивает свои "парады", выпячивая в самой отвратной форме все особенности своего аномального поведения и нарядов. В конце мая 2006 года к чести древней столицы, нашлись отважные московские бабушки, вставшие на пути извращенцев с молитвой и иконами, а главное — твердым намерением: "умрем здесь, а такого не допустим!" Нашлась и бойкая молодежь, изрядно потрепавшая ряды скандальной акции и обратившая их в бегство.

Согласимся, если человека одолевает какая-то хворь, в том числе и та, что раньше называлась "срамная", то надо его лечить с соучастием и милосердием при желании исцеления самим болящим. В наши же демократические времена происходит самоуслаждение своей болезнью, своим уродством, с агрессивным желанием заразить мерзкой немощью возможно большее число окружающих.

Постмодернизм и права человека

Постмодернизм тщеславен, нахален, полон самомнения и необыкновенно пафосен. Пафос гомосексуализма, пафос хамства, пафос тупого ерничания. А все потому, что ущербность и грех всегда агрессивны.

Никос Зервас

ировое сообщество вступает в новую историческую эпоху, получившую название постмодернизма", — так начал свой доклад на Михайловских чтениях/ в Минске осенью 2005/ епископ Полоцкий и Глубокский Феодосии. По словам владыки, суть этой эпохи начинается с отрицания высшей духовной реальности. Она характеризуется крайним субъективизмом, когда собственное Я и личные желания ставятся превыше всего. Такая свобода индивида угрожает самому существованию человеческого сообщества.

В характеристике времени постмодернизм, пожалуй, сохраняет те же черты, что и в искусстве. Он основывается не только на распаде целостности и гармонии, логики форм и отношений, но и на особенно остром совмещении и противостоянии несовместимого.

Растет криминал, безнравственность — но ведь растут и храмы, растет вера, милосердие, соборность народа осознается на новом уровне в отличие от обособленности индивида. Но вот хотя бы наши тюремные священники окормляют немало "перебежчиков" из первого гибельного лагеря во второй, стремящийся к очищению, возрождению, обустройству жизни по законам божеским и человеческим.

В отличие от изложения прав и свобод человека по формуле "можно все, что не запрещено законом", лидеры мировых религий выдвинули концепцию формирования как свободного, так и ответственного человека.

Недавно в Брюсселе при огромном интересе европейской общественности состоялась презентация книги митрополита Кирилла "Евангелие и свобода". Владыка говорит о различиях между секулярным гуманизмом и духовной традицией в понимании добра и зла. Некоторые философы, как Жан-Жак Руссо, полагали, что достаточно наделить личность свободами и правами, и она обязательно выберет разумное и полезное. Оказывается, далеко не так. Божественная природа человека от начала времен повреждена, подвержена болезням. Доказательство тому — процесс формирования любого характера, исторические пути государств и народов, наконец, судьбы революций, "пожирающих своих детей".

И все же вопреки очевидной исторической и духовной логике по сей день культивируется антропоцентрический подход — абсолютизация отдельной личности, ее прав и свобод с полным невниманием к нравственной ответственности. И был бы хорош этот принцип, если бы голос человеческой совести не был заглушен самолюбием, сластолюбием, властолюбием - всем тем, что называется грехом. Грех в переводе с греческого означает "промах" — не попадание в цель, деяние, идущее мимо цели.

Смысл этого понятия раскрывается религиозным осознанием цели человеческой жизни как приближения к Богу, преображения человеческого существа по подобию Божиему. /Потому святые подвижники и зовутся "преподобными"/ А выражаясь словами Серафима Саровского, главная и единственная цель нашей жизни — стяжание Духа Святого. Тем самым — и, прежде всего этим — человек возрастает в своем высоком достоинстве. "Задача концепции прав человека состоит в том, чтобы защитить ценность человека и способствовать возрастанию его достоинства", - заключает владыка Кирилл.

Если есть личность

Прежде всего нужно бороться с силой отдельной личности, поскольку нет ничего опаснее ее. Если она обладает творческой духовной энергией, она в состоянии достичь большего, нежели миллионы людей.

"Новый завет сатаны"

Приятно получить подтверждение истины из уст врага. А вот от бессильно отступающих друзей приходится слышать недоуменно-скорбное: уже сбылось, о чем писал тот же Даллес или кто-то ему подобный. Однако, если бы сбылось, мы были бы совсем другими. А мы есть пока еще такие, каким, наверное, предназначено нам быть милостью Божьей. Быть может — благодаря "волевому упорству", в котором замечательный Философ Иван Солоневич /уроженец Беларуси/ видит один из главных признаков восточно-славянского характера. Именно этого не учитывали претенденты на мировое господство, начиная с "неразумных хазаров" и Чингиз-хана. Проигнорировал это обстоятельство и автор доктрины Даллеса. Забыл он о силе и значении личности как одной из инструкций "3авета сатаны". А зря.

Заметим, очевидно речь идет у нас не о "культе личности", а о рядовых, скажем так, людях, из которых каждый является представителем своего народа, нормальной и цельной личностью. Личностью, кото¬рая является носителем высокого человеческого достоинства, которое может быть только высоким. И никаким иным.

Народ, в котором таких личностей дефицит, не может быть народом-победителем. Неизменно слышишь расхожий журналистский вопрос к ветеранам Отечественной: было ли вам страшно? Да, страх естественен для живого. Жестоко, что за трусость боец или командир шли под трибунал. Но ведь аксиома: кто предался страху, тот не побеждает!

А победить страх может только личность. А не биологический индивид.

Удивительным, непостижимым образом связаны вещи, казалось бы, совершенно различные. Есть сведения, что когда фашистские медики обследовали наших угнанных в рабство девушек, они к изумлению своему обнаруживали, что подавляющее большинство из них — девственницы. И тогда кто-то из идеологов рейха первый раз усомнился – а можно ли победить такой народ?

Тайна телегонии

Телегония — пока не наука, а явление, давно обнаруженное селекционерами. Они безуспешно пытались скрестить домашнюю кобылу с самцом зебры. Потомства не появилось. Но каково же было изумление, ког¬да та самая кобыла принесла от "законного" жеребца по зебриному полосатого жеребеночка. Такое наследование детенышами признаков не только отца, но и тех особей, с которыми имела сношения их мать, хорошо известно кинологам. В выведении собачьих пород строго выбраковываются погулявшие на стороне.

Вот вам и высокие материи нравственности и совести! А вывод напрашивается один. Мужчины! Если вы хотите иметь именно своих детей, берите себе невесту, белое платье которой будет настоящим символом, а не красивой декорацией. Если найдете, конечно. Всем известно, что в старину этому обстоятельству придавалось исключительно важное значение.

Кто-то возмутится: да нельзя же нас, таких умных, свободных, тонких, равнять с собачонками! Однако, телом-то мы вполне сродни животному миру. И мы об этом очень хорошо помним, когда наше тело надо питать, согревать. Вспомним и о том, что в старые времена народ был куда покрепче, чем современный. Когда, думаете, маленького княжича сажали на коня? В три годочка, как Александра Невского. А в 19-20 — он уже великий полководец и мудрец, произнесший крылатые слова современникам и потомкам: "Не в силе Бог, а в правде!"

Дивный жребий

У народа может быть либо своя самобытная культура, либо никакой, ибо чужая куль¬тура ему не принадлежит.

Любовь Кривцова

Доктор Филологии А.Яскевич / Институт литературы им. Янки Купалы HAH РБ/ упоминает о неком американском журналисте, который убежден, что "на земном шаре сегодня есть один народ, который хранит мораль, добро и совесть — это российский народ". Взгляд со стороны ценен как объективное подтверждение блистательных рассуждений ученого о том, что как бы ни "мертвенно" и "теплохладно" ни складывались ныне дела в христианском мире, но

Именно Восточной Руси предстоит идти к богоуготованному возгора¬нию духовного пламени, возвращению веры в силу "первой любви".

Неся тяжкий крест, через подвиг ей "предстоит пробиваться сквозь плотную завесу коварно утонченных современных соблазнов, вседозволенной развращенности и крайне бесовского размывания и затуманивания истины". В таком ключе шло обсуждение темы нынешнего возрождения духовности на Михайловских чтениях.

В выступлении доктора культурологии В.Мартынова /Белгосуниверситет культуры/ с надеждой и верой звучали слова о том, что "на земле есть еще духовный стержень веры, благочестия, высокой морали с высоким принципом жизни". Не будет этого стержня - не будет самого народа. Кaк выразился Никос Зервас, современный греческий писатель, видящий единство русских и греков в мощном ареале восточно-христианской цивилизации, "если мы теряем совесть, мы теряем все". Потому что совестливость — это суть всей восточно-христианской, иначе говоря - православной, культуры. Она не столь высокоумна, гедонистична и горделива, как западная. Культура же всегда отражала глубинную духовную суть народа.

Не однажды Восточная Русь останавливала выползновение мирового зла на планете, не требуя /и не имея/ за это ни благодарности, ни почестней. И выполняя "до конца времен" этот дивный жребий, быть может, она и сегодня преградит ему путь. Так совсем недавно /летом этого года/ крымчане, объединившись и заняв твердую позицию, не пустили на свою землю натовцев, с треском провалили далеко идущие планы политиков, не дали себя обмануть никакими благовидными предлогами. А вот если бы земля нашей всеобщей воинской славы, земля Андрея Первозванного, Климента Римского, первых скифских христианских мучеников и последнего пристанища святого архиепископа, гениального хирурга Луки Войно-Ясенецкого – священный Крым попирался бы натовским хорошо зашнурованным башмаком – то был бы стыд великий. Вселенский позор! И такого постыдного, уже много совершилось на просторах нашей общей Родины. Но предрекали ведь святые: "Возвеличится наша Родина и будет, как маяк во тьме для всех".

С тяжелыми вздохами отступающие, конечно, усомнятся в этом. Скажут: наши дети уже такого наелись-нахлебались с телеэкрана, когда доступны десятки каналов. Уж нечего говорить об интернете, куда вторгается и сатанизм, и гомосекс, и детское порно. Но ведь человек на то и человек, чтобы быть личностью.

А личность способна к тому, чтобы думать и поступать совсем не так, как ей навязывают. Она склонна и к действиям от противного. Наблюдая за молодежью, я почувствовала определенную закономерность. Назвала бы ее эффектом отравления и отторжения — интоксикации и дезинтоксикации. "Когда дальше падать некуда — начинается подъем. Когда человек подвергся отравлению происходит или гибель, или отторжение отравы и выздоровление, когда злые страсти расширяют свое господство до полноты — тут-то им и конец. Тогда говорят о кризисе. А "кризис" в переводе с греческого это "суд". Во времена кризисов людей судят их же пороки.





В начало страницы На главную страницу Написать разработчикам: Ольге Черняк, Матвею Родову