На главную страницу На главную страницу  
На главную страницу На главную страницу
На главную страницу На главную страницу   На главную страницу
На главную страницу   На главную страницу


ПУБЛИЦИСТИКА

Духа не угашайте

Преподаватель Воскресной школы,
искусствовед

Любовь Громыко

Души с точки зрения последовательных материалистов не существует. - Вы много раз оперировали человеческое тело, душу, Вы там разве видели? спросили однажды архиепископа Луку Войно-Ясенецкого, лауреата Сталинской премии за заслуги в области хирургии. - Я не раз оперировал и человеческий мозг, - отвечал архиепископ, - но никакого ума там не обнаружил.

/"Архиепископ Лука. Автобиография. "Я полюбил страдания"/

У БЕЗДНЫ НА КРАЮ

Не удивительно, что по сей день понятие "духовность", связанное и с душей, и с сознанием, определяется очень расплывчато и туманно, обычно не отделяясь от "душевности". Немалую путаницу тут вносят некоторые психологи. В популярной среди них книге С. Грофа "Психология будущего" под духовностью имеется в виду способность людей - в основном под влиянием наркотиков - видеть мир невидимый и фиксировать его в рисунках. Такие эксперименты вдруг убедили ученого-материалиста, полностью отвергающего предшествующий духовный опыт, что иная реальность - не фантазия, а факт. Внедрение весьма грубыми методами человеческой души в эту реальность он назвал "трансперсональной психологией", которой якобы и принадлежит будущее.

Подобная точка зрения с любых позиций настолько опасна, что настоятельно побудила разобраться в понятиях "души", "духа", которые у всех на слуху. Они как будто бы и не нуждаются в более точных определения, наверное потому, что до сих пор преобладает материалистски-коммунистический взгляд на них: будет всем вдосталь жизненна необходимого - и тотчас сытое человечество обратится к высоким чувствованиям, искусству и красоте (так чаще всего понимается духовность). Но сколь справедлива известная формула - в здоровом теле, здоровый дух? Почему физически здоровые и обеспеченные люди чаще прибегают к суициду, чем инвалиды и нищие? Почему житейское благополучие может обернуться сном души и разума, а во времена бедствий часто проявляются самые ценные качества человека?

Ныне ценности существования все более сводятся к откровенному потребительству, а человек преимущественно рассматривается (хотя бы во множестве ТВ-программ) как животное, взобравшееся на самую высокую ступень эволюционной лестницы, и потому жить по законам джунглей совсем не предосудительно. Культ удовольствий успешнее любой другой идеологии вдалбливается в сознание миллионов людей на всей планете.

Однако, повсюду, в том числе в западном обществе, немало христиан. Протестанты сводят веру к моральному кодексу. Тогда духовность измеряется исключительно нравственными критериями. Но как бы ни красива была мысль Э.Канта, приравнивавшего нравственный закон внутри себя гармонии всего мироздания, как бы ни был высок "потолок" моральных требований, за ним, вернее, над ним открывается бесконечный мир, о котором очень многие могут и не подозревать, ибо утрачено знание о духовном.

Р ассуждая о нашем предмете с точки зрения православной, никак нельзя обойти корневую суть слов "душа", "духовность". Корень их - "дух". Но Сам Бог есть Дух. И Дух от Него исходит на все сущее. Если отказаться от этой точки отсчета, мы то и дело будем впадать в мнимые смыслы, которыми уже, кажется, до предела насыщена жизнь рода людского. Общества, государства ставят перед цивилизованным, образованным и культурным человечеством откровенно ложные, да просто дикие цели. И человечество включается в игру этих мнимых понятий и целей. Примеры тут по-истине глобальны. Это весь цинично оболванивающий миллионы людей стиль нынешней "игровой" цивилизации. Даже самая огромная трагедия стран и народов - война - обращается в военно-развлекательное шоу с использованием дешевых голивудских приемов и агрессивно-лживого информационного обеспечения, которое убивает души, попирает всякое человеческое право на собственное мышление, чувство, мнение. И это жажда одной сверхдержавой мирового господства, прикрываемая (даже не очень тщательно) помощью по планете всей в установлении демократии, свержении "нехороших режимов", наконец - "благороднейшей" никого не щадящей борьбой с терроризмом, от которой этот самый терроризм множится невиданными доселе темпами. Если мы вспомним соображения на эту тему в романе Оруэлла "1984 год", то поймем, что стремление к власти не оправдывается желанием некоего наилучшего мироустройства. Наоборот новый мировой порядок, подчиняющий все народы и племена земные, необходим лишь для удовлетворения этой безумной страсти.

Бездуховность опасна она рождает химеры и лишает всяких сил к сопротивлению им. Но проблема куда сложнее, чем насаждение какой-нибудь духовности любыми средствами и методами, как это делают различные псевдорелигии и деструктивные секты, принося вред наихудший. Вся беда в том, что мир невидимый чрезвычайно сложен, конфликтен. Но наш современник чаще всего не хочет знать, что в этом мире идет беспощадная невидимая брань. По выражению Ф.Достоевского, дьявол с Богом борется, а поле битвы - сердца людей. Дух злобы действует в сердцах людей так, что добрые поступки требуют усилий, а многоликое зло происходит легко и незаметно, часто принося удовольствие. То есть духовность существует с двумя знаками положительным и отрицательным. Это особенно наглядно в искусстве. Сразу видишь, какой заряд двигал рукой художника. Так называемое самовыражение очень часто раскрывает бездны безнравственности и мировоззренческую скудость. cамое большое достижение темных сил в "работе" с нашими современниками - это прогрессирующее притупление (до полной атрофации) способности к различению добра и зла, прекрасного и безобразного, нравственного и безнравственного. Это свойство - сугубо языческое. И вот уже самое естественное в человеке выглядит как бы противоестественными. Есть качественное отличие, типичного злодея прошлых веков от подобного же "героя" нашего времени. Федька-каторжник из "Бесов" Достоевского осознает себя преступником законов божеских и человеческих, в отличие, например, от главного персонажа кинофильма "Брат", который убивает с удачливой легкостью, что ободряет и делает это занятие вполне нормальным. Наш хороший публицист Н.Шелдышева назвала такое явление антикатарсисом болезнью души, ведущей к смерти, упомянув материалиста Лоренца, который предупреждал: брезгливость к злому, безобразному - важнейшее условие сохранения hоmо sapiens как вида. А у нас ныне даже культивируется "эстетика безобразного" в творчестве художников, пропагандируется такая принадлежность дикарского и уголовного мира как татуировка, входит в норму развлекательный стриптиз, отрицающий стыд. Кто-то выдумал термин "ложный стыд". Но ложного - не бывает. Стыд всегда истинен, потому что защищает человеческое в человеке. Происходит насилие над личностью, нечто вроде информационного клонирования через масс-медия. Под флагом демократии и свободы люди массово загоняются в вездесущую ловушку порабощения бездуховностью или лже-духовностью. Предлагаемая модель мироустройства полностью отторгает созидательную духовную жизнь. Она ей враждебна. Перед нами открыты все двери, ведущие к деградации и гибели. Становится трудно отыскать, словно кем-то наглухо замурованную дверь - ту, которая ведет в жизнь...


ВОССТАНЬ ДУШЕ МОЯ!

Заметим, что изучение материального мира без знания о духовном всегда неполно и ущербно. Главная книга каждого христианина "Евангелие" на простейших примерах учит, как надо поступать в мире материальном, чтобы в духовном - было Царствие небесное. Крупнейшие ученые - естествоиспытатели говорят о Духе как о сущностной силе, не противопоставляя эту силу веществу, материи. "Был бы пробел в творении, если бы вещественная природа был противоположна Духу", - рассуждает Лейбниц. Но ведь Дух не дается в руки. Никакие самые хитрые пробирки и колбы не в силах его зафиксировать, потому что "Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит".

Однако никаких головоломных загадок никто перед нами не поставил. Не в каких-нибудь тайных источниках, а в "Законе Божием", написанном протоиереем Серафимом Слободским в конце 19 века, мы читаем, что человек трехсоставен -состоит из тела, души и духа. Душа, как и у всех животных, в ее низших, земных свойствах управляет телом. На более высоком уровне душа имеет свои действия. Это мысли, чувства, желания, соединенные с волей. Свободная воля - воля выбирать, где и как жить, что делать, выбирать между добром и злом, смыслом и бессмыслицей - свойство души богоподобное, отличающее человеческую душу от всего прочего живого мира. Но это происходит потому, что душа имеет способность возвышаться к состоянию духовному, принципиально и сущностно отличающемуся не только от телесно-земных наших составляющих, но и от душевной умственно-эмоциональной жизни.

Разве каждый из нас не ощущает, что над душей нашей стоит нечто высшее, контролирующее ее мысли, желания, устремления, когда ведет как бы внутреннюю беседу с самим собой? Отсюда и понятие о сокровенном двойнике, который судит, советует, предостерегает. Вряд ли кто-то будет отрицать, что одно из важнейших проявлений жизни нашего духа - совесть. Примечательно само слово, означающее "совместная весть". Кого с кем совместная? Людей между собой, ибо совесть от рождения дана каждому человеку. Ее можно лишь не слушать, заглушить или вовсе уничтожить. И со-весть есть совместная весть Бога и человека - голос Божий в человеке.

Связана ли совесть с каким-либо телесным органом? На что мы жалуемся, когда страдаем, когда что-то нас тревожит? Говорим - сердце болит. Именно сердце наше ликует от проявлений любви, красоты, благородства. С точки зрения материально-телесной сердце мотор, перегоняющий кровь. Однако даже в известной песне прошлых лет этот мотор стал "пламенным". В Священном писании сердце - орган высшего познания. Оно бодрствует даже, когда человек спит. И Закон Божий написан на скрижалях сердца. Каждого человеческого сердца. Но ведь и многие ученые с давних пор рассуждали о сердце как органе восприятия истины. "Сердце, а не разум чувствует Бога", говорил Паскаль. Продолжателями его идей были Бергсон, Шопенгауэр, Фехнер и многие другие.

Совесть самая простая и очевидная сила Духа, не связанная ни с чем материальным, телесным, с чем очень крепко связана наша душа. Поэтому совесть может побудить человека действовать вопреки собственной выгоде, комфорту, успеху. И, кстати, совершенно невозможно связать эту силу с эволюционными процессами.

Другой свидетель Духа в человеке в православии называется "страхом Божиим". Это совсем не страх в обычном понимании. Наоборот - мы полагаем, что человек, имеющий страх Божий, ничего не боится, теряет чувство обычного страха. Это прежде всего благоговейный трепет перед непостижимым, бесконечно великим -перед тайнами природы, перед необъятностью Вселенной, наконец, перед Богом. Разве не знакомо это чувство каждому? Академик Никита Моисеев говорил, что без этого священного трепета перед неизведанным не может быть настоящего ученого. Не говоря уже о Ньютоне, Копернике, Ломоносове, все научное мышление которых сопровождалось изумлением и восторгом перед красотой и премудростью мироздания.

Врожденно-интуитивный страх Божий побуждает большинство людей делать добро, сторониться зла и бороться с ним. Наверняка люди не совершают преступлений не по причине существования уголовного кодекса и возможного возмездия за содеянное, а именно чувствуя страх Божий, способный укреплять совесть.

Третье проявление духа в человеке - жажда Истины. "Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся", свидетельствует Евангелие. Это проявление Духа можно назвать также и жаждой Бога. Для верующего человека иной абсолютной Истины просто не существует. И Господь сказал: "Я есть Путь, Истина и Жизнь". Но и безрелигиозный человек имеет изначальное стремление к Истине, потребность в ней. Кто-то находит ее в коммунистическом рае, кто-то - в царстве науки и разума. Так или иначе, поиск ее составляет существенную часть жизни. Мало того, отвержение лжи и требование истины могут мучить и терзать человека до изнеможения, до невыносимости.

уховной жаждою томим в пустыне мрачной я влачился..." - гениальная пушкинская строфа и означает состояние ищущего Истину среди пустыни духовной - и потому, несомненно "мрачной". И тогда, если не явится "шестикрылый Серафим", не услышит человек гласа Божия, неистребимая мучительность духовной жажды может обернуться трагедией заливанием ее алкоголем или наркотиками, возбуждением пагубных страстей. Так бунтует дух человеческий, когда не удовлетворяется его жажда. "Духа не угашайте!", - призывает апостол Павел не только потому, что пламенеющий дух - сердцевина веры, но и потому что опасно оставлять без внимания каждую из трех составляющих человеческого существа, тем более - главенствующую. Очень важно соблюдать их иерархию. Иногда прибегают к сравнению-аналогии, доказывающей, сколь недопустимо менять местами наши составные части: тело уподобим телеге, душу - лошади, дух - вознице, который направляет движение всей системы.


КЛЮЧ К ДВЕРИ, КРЕПКО ЗАПЕРТОЙ

Как видим, духовная жизнь человека может быть очень интенсивной и насыщенной без каких-либо сверхъестественных проявлений. Однако чудесное действительно доказывает нам реальность инобытия. Иногда зримо, когда, например, мироточат иконы, о чем сообщается довольно часто даже в светских СМИ. Случается, иной мир заявляет о себе весомо и грубо, когда речь идет о явлениях низшего порядка, как полтергейст, то есть "шумный дух". Наверное, кое-кто еще помнит целый ряд статей в "Советской Белоруссии" о событиях в городе Борисове, где в самом обыкновенном доме вдруг стали перемещаться предметы, опрокидываться мебель, где электропробка, сорвавшись со своего места, устремилась прямо в лоб прибывшему на место происшествий милиционеру, но почему-то упала к его ногам. Православие относит подобные явления к действию "духов воздуха", "духов злобы поднебесных", которые могут в тех или иных случаях буквально "кишеть" вокруг нас. То есть это как раз духовный мир невидимый с отрицательным знаком. Человеческие пороки, страсти, преступления сделали его чрезвычайно к нам близким. И даже доступным при сравнительно небольших усилиях, какие дают занятия некоторыми видами йоги, специальными дыхательными упражнениями, манипуляции с воображением и вниманием. Целый ряд оккультно-мистических учений имеет практику психофизиологических методов перестройки всего организма, который дает скорый, явный и ощутимый эффект, чем и завлекают доверчивых. При этом совершенно неизбежные разрушительные последствия таких воздействий утаиваются. Когда же попавший в подобные сети человек отдаст своему "гуру" волю, судьбу, имущество, здоровье, тогда и самым близким людям спасти его очень трудно или вообще невозможно.

Поэтому Православная Церковь предостерегает от подобных воздействий, призывает к бодрствованию духа и трезвению, говорит об опасности множества разнообразнейших "прельщений", которые могут усыпить бдительность, прежде всего подогреванием в человеке ложного мнения о своих способностях и талантах. Даже предлагаемая церковной жизнью аскетическая практика - пост, обуздание телесных потребностей и утончение телесного состава - требуют контроля и осторожного применения, потому что дают больше, так сказать, шансов заглянуть за горизонт естественных возможностей.

Но в обычных трудах и днях наших, дверь в невидимый мир заперта. "Ризы кожаные", данные человеку при отпадении его от Бога, о чем повествует библейская история грехопадения, стали надежным скафандром, оберегающим нас от образов, которые невидимо нас окружают. И мы убеждены, что не имеем права своевольно его разрушать, ибо за такое удовольствие мы заплатим слишком дорогую цену. Скорей всего - всей нашей жизни. И не только этой земной, но и той, что продолжится в ином измерении времени и пространства. Кто когда-то любопытства ради или в поисках истины (как автор этих строк) знакомился с древними "книгами мертвых", например, тибетскими, тот мог лишь ужаснуться невообразимо жуткими картинами загробной жизни.

Но, наверное, каждый из нас, если уж мы "обречены" на бессмертие (а слово "человек" в переводе с древнего санскрита означает "бессмертная душа") имеет надежду на обретение невидимого мира, исполненного неземной красоты, света и божественной любви. Главный и законный путь к этому миру - вера. Миллионы людей каждый день разговаривают с Богом не видя Его воочию, но с очевидностью, сердцем чувствуя Его бытие. Так верит простая деревенская бабушка, которая горячо и по-детски молится и получает ответы на свои вопросы, удивительно действенную помощь в различных жизненных ситуациях.

Бог восполняет все необходимое для нашей дальнейшей жизни. Пока что восполняет. Думается, с каждым проходящим годом мы все острее ощущаем ранимость и хрупкость живого мира и всего земного шара, сотрясаемого природными и техногенными катастрофами. Но пока земля еще вертится. И дождь, и солнце посылаются на праведных и неправедных. Потому что мы уверены вера, правильно славящая Бога, имеет всемирное бытие.

Все верования, в том числе воззрения большинства психологов, полагают, что человек по своей природе чист, добр, хорош. И только внешние обстоятельства - воспитание, социальная среда - могут сделать его порочным или преступным. Тогда остается убедить человека в том, что он хорош и - о'кеу! - он будет на глазах совершенствоваться.

Христиане же знают, что природа человека, созданная по образу и подобию Божию, искажена, загрязнена грехом. А так как падшая природа всеми силами держится за грех, невидимая брань с ним - дело всей жизни. Такой путь труден, не обещает ни легких успехов, ни впечатляющих эффектов. Поэтому он называется "узким".

О главном законе православной духовной жизни есть маленькая притча. Молодой послушник говорит опытному монаху-наставнику: отче, я уже так преуспел в духовном совершенствовании, что вижу ангелов телесными очами. Лучше бы ты видел свои грехи! отвечал с укоризной наставник. Для православного сердца ощущение самого радостного и доступного чуда выражено в поэтических словах иеромонаха Романа (хорошо известного в Минске): Золотым омофором молитвы окутаю душу, Огнезрачным венцом покаянья украшу главу.

Понятие греха есть в большинстве религий. Но одно дело, избавится от какого - то порока или дурной привычки, чтобы не "нарабатывать" себе плохой кармы, не вредить собственному здоровью, другое успеть до окончания земного бытия очистить свое сердце и уже тем самым помочь множеству других окружающих нас людей. Отвержение своего "эго", покаяние с "сердцем сокрушенным и смиренным" - это единственный "ключик" - неприметно скромный ключик - от двери в невидимый горний мир. А взламывать замок, действовать ломом, взрывчаткой или кислотой - все подобные методы незаконны и опасны. А главное - ведут совсем "не туда".

По житиям множества святых, мы видим, что как итог пройденного узкого пути преображения всего человеческого существа подвижник получал дар целительства, пророчества, видения сердечных помышлений окружающий людей. Мы знаем множество пророчеств прозорливых старцев 18-19 веков о грядущих судьбах России, которые сбылись с величайшей точностью. (В отличие от чрезвычайно расплывчатых и двусмысленных предсказаний Нострадамуса.)


ЗА ДРУГИ СВОЯ

В ситуациях, которые зовутся экстремальными, на грани жизни и смерти подтверждается, что человеческий дух не безусловно связан с душей и телом. Этот феномен изучался еще в дохристианскую эпоху. Греческий философ Плотин размышлял так: "в чувственном теле пребывает постоянно не вся наша душа, а только некоторая ее часть, которая, будучи погружена в этот мир и потому уплотняясь или, лучше сказать, засоряясь и омрачаясь, препятствует нам воспринимать то, что воспринимает высшая часть нашей души". В разработках "Немецкой теологии" говорится: "у созданной души человека два глаза: один может созерцать вечное, другой - временное и сотворенное. Но эти два глаза могут делать свое дело не оба разом, а только раздельно". Французский исследователь Ш. Дю Прель приводит для выражения этой мысли удачное сравнение: "звезды льют свой свет непрестанно, но при солнечном свете мы не видим звезд. Надо чтобы солнце зашло и наступила тьма, чтобы звезды засияли для нас".

Опираясь на исслед8ования мало кому известной науки, называемой "мартирология", удивительные положения высказывает Войно-Ясенецкий. "Мартирос" по-гречески означает "свидетель". Во времена Римской империи свидетели в суде должны были подтвердить правоту своих слов или убеждений каким-либо жестоким телесным испытанием. Мартирология и стала наукой о страдании. "Данные мартирологии приводят множество примеров того, что сильнейшие повреждения тела, жесточайшие мучения могут вызвать угасание феноменального сознания и пробуждение сознания трансцендентального, проявляющегося внутренним блаженством", пишет Войно-Ясенецкий. Подтверждений тому много в житиях христианских мучеников первых веков. Но их можно найти и во времени недавнем. В книге воина-"афганца" Виктора Николаева "Живый в помощи" есть описание казни солдата. Оно могло бы быть только беспросветно ужасным, если бы не ощутимо точный анализ духовного состояния: "Стремительно отключались, ставшие навечно незначительными речь, боль... Их сила шла в более важные для этого часа энергосистемы организма. В теле перегонялась со скоростью света невидимая помощь сердцу и душе... В организме продолжалось таинственное преображение. Исчезло состояние страха".

Как ни странно, монахи в обителях и воины на передовой испытывают сходные ощущения, потому что и в том, и в другом случае перегородка, отделяющая наш земной мир от иного, становится особенно тонкой, легко разрушаемой. И оказаться в подобной ситуации может как верующий, так и атеист. Сохранилось уникальное письмо, найденное в шинели убитого солдата Отечественной. Вот небольшой его отрывок.

Послушай, Бог... Еще ни разу в жизни
С Тобой не говорил я, но сегодня
Мне хочется приветствовать Тебя.
Ты знаешь, с детских лет мне говорили,
Что нет Тебя. И я, дурак, поверил...
Я понял вдруг, любуясь мирозданьем,
Каким жестоким может быть обман.
Не знаю, Боже, дашь ли Ты мне руку,
Но я Тебе скажу, и Ты меня поймешь:
Не странно ль, что средь ужасающего ада
Мне вдруг открылся свет, и я узнал Тебя?
На полночь мы назначены в атаку,
Но мне не страшно: Ты на нас глядишь...
Сигнал. Ну что ж? Я должен отправляться.
И, может, ночью же к Тебе я постучусь.
Прощай, мой Бог, иду. И вряд ли уж вернусь.
Как странно, но теперь я смерти не боюсь.

Этот случай не единственный. На праведной войне можно за мгновенье стать или умереть человеком преображенным. Сектанты не хотят служить в армии по моральным сообра жениям: а вдруг придется заповедь нарушить - не убей. Конечно, убийство - всегда грех. Но неизмеримо больший грех не защитить беззащитных, убиваемых беспощадным врагом. Поэтому Православная Церковь благословляет воинство, постоянно молится о нем, о его благочестии. А войну с фашистской Германией именно Русская Церковь - а не Сталин, не Политбюро (о чем почти никто не знает!) - гонимая, истекающая кровью Церковь уже 22 июня 41 года в обращении к народу митрополита Сергия (будущего патриарха) назвала войной Отечественной и Священной, поставив тем самым любовь к Родине выше собственных страданий.

Воин-защитник свершает подвиг любви, ибо сказано Господом - "нет больше той любви, как если кто положит душу свою задруги свои". Заметим, сколь глубоко отличие его от самоубийцы-экстримиста, который руководим не любовью, а ненавистью. Как некогда молодой немецкий солдат обучался жестокости, так сегодня в специальных лагерях прививается вирус ненависти. Несчастные молодые женщины, надевшие "пояс шахида", делают роковой шаг в бездну. Не подвиг совершается, а только трагедия, ужасная своей беспредельно жестокой бессмысленностью, лишь приближающая ту развязку человеческой истории, которая предсказана "Откровением Иоанна Богослова".

Патриотизм - высочайшее духовное чувство. Каким глубинным - и болевым, и боевым - накалом наполнены духовые песни православных поэтов, музыкантов, певцов. Это иеромонах Роман и недавно отошедший от нас вдохновенный старец Николай Гурьянов с острова Залит, которого постоянно посещали многие священники и верующие из Беларуси. Среди наших певцов - это Евгений Тиханович и Ольга Патри. Но как странно! - популярная эстрада, радио и голубой экран словно бы стыдятся таких, настоящий патриотических песен.

Солдаты Отечественной войны 1812 года пели:

И враг побежал отраженный
Великою русской душей.

Не о силе оружия и даже не о бесстрашии пели, а о силе, которая в духе. И эта сила совсем не только в воинских песнях, а во всей народной и классической поэзии. Небрежение этим живым наследием - равно отречению от самих себя...

Однако, кто-то не забудет напомнить нам о заповеданной Иисусом Христом любви к врагам. Как совмещается она с воинским долгом? На этот вопрос исчерпывающе ответил современник А.С.Пушкина митрополит московский Филарет: любите врагов ваших (личных), боритесь с врагами Отечества, гнушайтесь врагов Божиих. А вот когда поверженный враг перестает быть опасным, тогда он заслуживает милосердия. В годы военного лихолетья простые белорусские крестьянки порой отдавали пленному немцу, замерзающему и голодному, последнюю в доме картофелину, одежду мужа, сына, убитых вот этими вчера еще лютыми врагами, а теперь жалкими, страдающими людьми. Мстительности к поверженному врагу наш народ не испытывал. В отличие от того, как ныне порой превозносится право на месть. Хотя бы такими, премированными "Оскаром" фильмами, как "Убийство в восточном экспрессе".


ПРОСТИТСЯ МНОГО ВОЗЛЮБИВШЕЙ МНОГО

Верующие всех религий приносят жертвы своим богам. И только в христианстве происходит невероятное - Бог умаляется до человека, чтобы принести

Себя в жертву. Ради любви. Любовь - первый и величайший плод Духа, подаренный человеку. Сколь же значителен должен быть духовный облик каждого из нас, если не холодный Космос, не абстрактный Абсолют, не духи лесов и рек, а Сам Господь всегда с нами. Если мы сами не забываем о Нем. Всякая любовь требует взаимности. Божественная - тем более.

озлюби ближнего своего, как самого себя", гласит всем известная заповедь. Нам заповедано не безразличное отношение к людям, не замыкание на своих проблемах ношение тягот друг-друга. С этого начинается христианская любовь, обозначаемая на греческом языке словом "агапэ". В ней сосредотачивается все прочие добродетели, которые без этой главной ничего не стоят. "Если имею дар пророчества и знаю все тайны, всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а любви не имею - то я ничто", - говорил апостол Павел. И разъясняет, какой же должна быть любовь христианская: "Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине, все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит". Признаемся, что если бы могли мы измерять степени любви, поднять планку выше просто некуда. Кто-то от таких критериев отшатнется, поняв свое явное им не соответствие. Такая любовь требует подвига. Вернее она сама - и есть подвиг, который может остаться никому не известным, но быть не менее значительным перед Всевышним.

Только в наше время священник и историк Федор Кривонос отыскал в архивах НКВД документы о репрессированном духовенстве Минской епархии. На их основании в 1999 году состоялась канонизация 23-х новомучеников. Житие каждого из них - это исполненная величайшего трагизма повесть о преданности Церкви и истязаемой безбожием Родине.

иночка! Мне для сохранения жизни предложили отречься от Бога и от священнического сана. Я отказался. Как ты справишься одна с детками?" - получила матушка Доминика записку из тюрьмы от своего мужа, священника Валериана Новицкого. И вот ответ: "Валечка! Не отрекайся ни от Бога, ни от сана. Мне поможет Господь". Это были последние слова, с которыми обратились друг к другу любящие супруги в их земной жизни. В феврале 1930 года без суда и следствия по ложному обвинению Валериан Новицкий был расстрелян в Тимковичском лесу Копыльского района.

Подвиг любви может просиять ярчайшей кометой на небосклоне человеческих судеб. Так недавно случилось в небе Беларуси, когда летчик Владимир Корват ценой своей жизни спас деревню, на которую падал его загоревшийся самолет. И подвиг любви может быть совсем иным. Например - сестер милосердия. Труженицы Свято-Евфросиньевского сестричества порой, можно сказать, лбом стены прошибают, чтобы немощного старика определить в дом инвалидов, чтобы бомжу восстановить прописку и жилье, чтобы погибающего безбожника привести в Церковь. Сестры Свято-Елизаветинского монастыря, не так давно, основанного и выстроенного в Новинках, так обихаживают душевно больных детей, что те верят в их любовь. Ребенка не обманешь. А для обитателей подворья этого монастыря, где находят спасение вчерашние наркоманы, алкоголики и другие, тяжко болящие люди, сестры заменили матерей. Надо видеть, каким обожанием озаряются их лица при одном лишь упоминании о сестрах. О них - о сестрах множества монастырей и сестричеств - не скажешь лучше, чем поэт и певец архидьякон Роман:

"Здесь слабые женщины подвиг несут
Который мужам не под силу".

Подобная любовь к ближнему приравнена Самим Иисусом Христом любви к Богу. Но... Любить ближнего -- это так трудно, изнурительно, неинтересно. Ведь ближний может быть совсем не привлекателен, иметь плохой характер, дурные привычки - да мало ли каким еще может он быть. То ли дело - порадеть обо всем человечестве - о бедных китайских крестьянах или голодающих Африки, на жизнь которых мы, скорей всего, никак повлиять не можем. При такой удобной позиции мы в упор не видим тех, кто рядом, наших родных, не умеем милосердно отнестись к их слабостям, нуждам, скорбям. Но только через эту конкретность суровую конкретность - и начинается любовь, которая, как по ступенькам, поднимается к более и более широким категориям любви к своему краю, к Родине, к народу, ко всему человечеству, к Богу.

Евангельская грешница сразу вместила в себя всю любовь, когда излила драгоценное миро на ноги Спасителя. "Простится много возлюбившей много", - мы помним эти слова Его. И помним ту грешницу, которой посвящен один из прекрасных храмов Минска - Марии Магдалины, что на Сторожевке.


ИСКУШЕНИЕ ИСКУССТВОМ

Рассматривая понятие духовности, мы намеренно отключились от наиболее привычных ассоциаций с культурой, искусством, художественным творчеством. Если человек ходит на выставки, в музеи, в театры и на концерты, он в большинстве случаев общается с искусством светским, питающим его ум, знания, чувства. А какие чувства пробуждает искусство? Добрые ли? Те ли, которыми всегда "будет любезен народу" любимый поэт? Может ли светское искусство поднимать душевные переживания до уровня духовного? Только ответами на эти вопросы то или иное произведение искусства может быть отнесено к явлению духовному.

Однако, тема эта интересна и сложна, нельзя раскрыть ее скороговоркой. Обратим пока лишь внимание на корень "искус", от которого происходят слова как "искусство", так и "искушение". Искушение же в старо-славянском толковании - это тяжелое испытание, часто связанное с лишениями, скорбями, бедами. Случайно ли, что слово "искусство" является ему родственным? Конечно, нет. И не потому что искусство, как известно, "требует жертв", и сама жизнь в искусстве обычно тяжела и сложна. Важнее, что люди, занимающиеся художественным творчеством - то есть богатые талантами гораздо чаще и более "простых смертных" поражаются душевно-духовными недугами - и тщеславием, и завистью, и эгоизмом, и, главное, самопревозношением и гордостью, которые, бывает, не могут насытиться и удовлетвориться сколько бы ни имел художник званий, наград, похвал. Вот поэтому и сказано Сами Господом, что "легче верблюду пройти в игольные уши, чем богатому в Царство Божие". И эта опасность объединяет, надо сказать, и тех, кто пишет пейзажи или портреты, и тех, кто строит храмы, создает иконы - то есть занимается не светским искусством, а духовным. И талант, и ум, и знания не только не спасают от тяжелейших грехопадений, а, наоборот, подталкивают к ним. А мы, как правило, усердно помогаем в этом движении вниз по лестнице, которая ведет вверх. Ну зачем, например, устраивать милой девчушке Ольге Сатюк "пресс-конференцию", да еще и спрашивать у нее, чувствует ли она себя "звездой"? Настоящее искушение устроили ребенку. Да и вообще поменьше бы то и дело кого-то определять звездами! Хотя бы поменьше, если без оного словца совсем уж никак нельзя обойтись...


ВРАТА АДА НЕ ОДОЛЕЮТ...

РЗаметим, атеисты, язычники, сектанты и прочие безбожники - от римских императоров до крестоносцев, от большевиков до иных нынешних "демократов" - все с особой ненавистью обрушиваются не на какую-либо другую, а именно на Православную Церковь. Не потому ли, что она - истинна? Мы твердо знаем, что эта Церковь основана Богом, имеет Его в себе и потому неодолима и всеми силами зла и ада.

Однако у многих есть вопрос - зачем Церковь, если есть Я и Бог? И тут необходимо сказать, что существует огромная разница между вольным проникновением Святого Духа всюду, где Он "хочет", и целенаправленным, постоянным воздействием благодати, сообщаемой церковной жизнью. И, прежде всего таинствами. Это мощное суммированное действие, создаваемое всеми членами Церкви - паствой и иерархами, живыми и ушедшими (но живыми в лоне Церкви), великими святыми и рядовыми тружениками на ниве Христовой. Эта непрерывная жизнь организма двухтысячелетнего возраста, концентрируясь в храмах, делает их приемными антеннами божественных энергий, духовная сила которых просто несоизмерима с духовностью отдельного индивида.

Церковь из века в век ведет повседневную и кропотливую работу с каждой человеческой душой. Образ Божий в человеке - это первый уровень духовных сил, которые даны каждому и могут раскрываться достаточно полнокровно в жизни безрелигиозной или вне Церкви. Второй уровень - подобия Божиего - раскрывается самой верой в процессе церковной жизни. Под кровом Церкви каждый может стать причастным Богу, постепенно преображается душа человека, обретая нетленную красоту, смиренномудрие и молитвенность, восстанавливая тем самым некогда нарушенную связь с Творцом.

Примечательно, что исследование биотоков головного мозга молящегося показало, что это не бодрствование, не сон, не переходное от первого ко второму, а особое "четвертое состояние", имеющее большое значение для здоровья души нашей и тела. Наконец, только в Церкви душа может постичь глубокую и безмерную радость отвержения себя ради жизни в Боге. Впрочем -- тут уже речь о совершенстве, о святости, о недосягаемом для большинства. Недосягаемом, но извечно почитаемом нашим народом, питающем из глубины его сокровенную жизнь.

Святость и ныне остается истинно народным, национальным идеалом. О нем говорит постоянное и массовое паломничество к чудесно сохранившимся мощам преподобной Евфросинии Полоцкой, Иоанну Кормянскому и другим святыням. Живо таинственное и высокое понятие Святая Русь. Хотя и отдалилось оно из повседневности, словно бы поднялось в небесные дали, не выдерживая агрессивности "попсы" и того растления, которым заряжены часы и дни множества людей, особенно молодых.

Не так давно один из известных заокеанских деятелей говорил, что пока в России нищий монах будет почитаем более властного чиновника, банкира, бизнесмена, этот народ остается непонятным и потому следует его опасаться. Какое ценное высказывание! Только бы мы сами не потеряли понимание того, в чем наша сила...





В начало страницы На главную страницу Написать разработчикам: Ольге Черняк, Матвею Родову