На главную страницу На главную страницу  
На главную страницу На главную страницу
На главную страницу На главную страницу   На главную страницу
На главную страницу   На главную страницу

 

ПУБЛИЦИСТИКА

Янум О.Е.,

аспирантка

Щербакова Т.А.,

доктор искусствоведения,
научный руководитель

Богослужебная книга «Обиход» как историческое явление русской духовной певческой культуры.

В русскоязычной литературе упоминания об «Обиходе» как певческой богослужебной книге достаточно скупые. Сведения о происхождении Обихода содержатся в ряде трудов церковнослужителей, в частности: Д. Разумовского1, И. Вознесенского2, позднее К. Никольского3, С. Смоленского4. Нельзя не упомянуть труды В. Металлова5.

Основным направлением в изучении певческих книг этого периода стал основательный их анализ как устоявшейся системы, связанной с богослужебным уставом. И впервые появляются работы, исследующие певческие нотированные богослужебные книги с позиции истории музыки, а также изучение их как книг, имеющих собственную историю со своими закономерностями развития.

Певческие книги Обиход начинают появляться сравнительно поздно, во второй половине XVI века. «Первоначально, то собрание, которое мы называем Обиходом, еще не имея этого названия, не выделялось в особую книгу, а входило в состав сборников, обнимающих собою части Ирмология, Октоиха, важнейшие песнопения Триодей и Праздников»6

Отдельные сведения об Обиходе, его истории и теории осьмогласия имеются и в трудах русских исследователей XX века: А. Преображенского7, Н. Успенского8, М. Бражникова9, Ю. Келдыша10, В. Мартынова11 и других.

Не смотря на обширную литературу об истории богослужебных книг как целостной системы, сложно составить себе ясное представление о формировании Обихода, как одной из самых востребованных книг в богослужебной практике, его исторических истоках, отношении к уставности и каноничности.

Цель работы: исследовать Обиход как образец полижанровой и полистилевой певческой книги в исторической ретроспективе и в свете традиций Русской Православной Церкви.

В последней четверти XX века возобновилось изучение певческих рукописей, что привлекло не только музыковедов, но филологов и историков. Наметился целый ряд музыковедов, занимающихся проблематикой богослужебных книг, но уже в более узкоспециализированном ракурсе. Владышевская Т.12 и Лазовая И.13 рассматривают древние рукописи с точки зрения их следования богослужебному уставу и понятию «каноничность», а так же разрабатывают тему о связях Византии и Древней Руси. Лазовая указывает на такой важный момент в формировании Обихода как многораспевность. Особо следует упомянуть монографию Заболотной Н.14 В монографии впервые дана типология певческих книг, разделяющая их на справочно-певческие и служебно-певческие.

Необходимо отметить несколько имен зарубежных исследователей. В первую очередь это конечно И. Гарднер15, Никита Саймонс16, В своей статье Саймонс анализирует Синодальный Обиход 1909 года, автор ищет соответствие квадратно-нотного обихода с его невменным дониконовским предшественником.


Обиход и песнопения 4-х типов

Как указывает К. Никольский, «в богослужебных нотных книгах Православной Церкви содержатся песнопения для общественного и частного богослужения. К этим книгам относятся: Октоих, Ирмологион, Праздники, Триодь, Обиход»17. Нотная книга Обиход содержит песнопения четырех типов:
1-й тип: песнопения, которые на богослужениях вечерни, утрени, Литургии св. Иоанна Златоустаго, св. Василия Великого и преждеосвященных даров поются постоянно или чаще других или иными словами песнопения неизменяемые.
2-й тип: песнопения Псалтири, положенные на ноты.
3-й тип: песнопения Минеи и Триодей: кондаки, тропари, светильны, величания, припевы.
4-й тип: песнопения для частного Богослужения, содержащегося в Требнике и в книге Молебных пений.

Кроме названного Обихода есть сокращенный или так называемый Учебный Обиход. Он предназначается для учебных целей, но употребляется и в церкви. Этот Обиход помимо песнопений основного Обихода включает песнопения из других певческих книг: Октоиха – воскресные песнопения вечерни и утрени всех 8-ми гласов, Праздники и Триодь – песнопения вечерни и утрени.

История возникновения богослужебной книги Обиход восходит к XIII веку. В это время, по утверждению К.Никольского, «в России были Обиходы не нотные. Они содержали в себе разные чины и последования. Таков Обиход Новгородской Софийской Библиотеки, Заключающий в себе Обедницу, чин вечерни, - Великого Повечерия, - Полунощницы, последования Общей Минеи, молитвы утренние, тропари и антифоны воскресные. месяцеслов с тропарями, канон на Св.Пасху, канон за болящего, Евангелия утренние воскресные, троичны 8-ми гласов, правило к причащению и проч.»18 Как видно из перечисленного выше это последование предназначалось для домашнего употребления, что следует из присутствия в нем молитв утренних и правила к причащению.

В круге книг годового последования Обиход является наиболее молодой книгой. В древнерусской практике он начинает складываться с XV в. и к середине XVII в. его формирование завершается. Часть песнопений заимствуется из стихирарей и сборников певческих. В Обиход входили песнопения, певшиеся в богослужениях ежедневно или в длительные периоды времени, в седмичные дни или в "недели". Это были "обиходные" (постоянные) песнопения, созданные "на случай", и те которые не вошли в другие книги. Известно, что из служб каждого дня песнопения брались из разных книг.

Избирательность состава Обихода стала его специфической чертой. Состав Обихода настолько варьировался, что говорить о его типах не приходится. Можно выделить устойчивые разделы в книге. Основу Обихода составляют песнопения Всенощного пения (вечерни и утрени), обычной литургии Иоанна Златоуста, исполнявшихся в период Великого Поста литургии Преждеосвященных даров и Василия Великого и Пасхи. К этому составу добавлялись частые чины погребения ("заупокойный"), многолетия царской семьи ("Заздравной чаши"), венчания, обновления храма и др.


Обиход и древнерусский канон

Древняя Русь впитала в себя византийскую музыкальную традицию, которая вместе с крещением явилась мощным духовным источником и образцом к развитию самобытной русской духовно-певческой культуры. Византийская гимнология, «уже имевшая к моменту крещения Руси многовековой опыт, сложившиеся музыкально-эстетические идеи и выдающиеся музыкально-поэтические сочинения явилась основанием древнерусского песнетворчества»19.

Как отмечает Т. Владышевская: «Византийский обряд заложил основу древнерусского канона, его правил…Музыкальный канон, который был принят на Руси вместе с крещением как нечто святое и нерушимое, ограничивал проникновение в церковную музыку чуждых ее духу банальных напевов»20. Каноничность, подчиненность уставу - Православной Церкви по сей день регламентирует весь облик православного богослужения.

Таким образом, действие византийского канона распространялось:

1. На порядок богослужения, содержание и структуру певческих книг: в древнерусском певческом искусстве XI-XVI –господствовал Студийский устав; некоторые книги XII-XIV вв. – Кондакари, Служебники – свидетельствуют о знакомстве и использовании Устава Великой Церкви (Св. Софии Константинопольской); в конце XIV века появились первые списки Иерусалимского устава21, который с XV века стал господствующим и сейчас используется во всех православных церквях.
2. Византийское и древнерусское певческое искусство использует унисонное пение, что связывалось идеей соборности, единодушия и единогласия, «едины усты и едины сердцем»22
3. В области звуковой системы: осмогласие стало основой музыкального оформления богослужения, оно устанавливало строгий порядок, устав, проявляющийся в последовательном чередовании гласов – по неделе каждый (восемь гласов образовывали столп, повторяющийся по истечении восьми недель). Д. Аллеманов писал: «Греческая церковь не знает песнопений не-осмогласных. Там все песнопения распределены по гласам, каковое их распределение и обозначено в церковном Уставе и богослужебных книгах. Гласом точно указываются пределы для мелодий, выступая за которые пение теряет существенныя свойства церковности»23.(подчеркнуто автором статьи Янум О.) Пение должно быть «уставное», «обрядное». По утверждению Д. Аллеманова, именно эта обрядность24 и сообщается пению законом гласа. Основой древнерусского пения, таким образом, также как и в Византийской традиции стала система осмогласия, систематизированная Иоанном Дамаскиным(676–756).
4. Регламентирующее действие канона охватывает также область композиции песнопений: заимствованный из Византии метод распевания словесных текстов «на подобен» - по модели известного песнопения – самоподобен, который является освященным церковной традицией образцом.
5. Канон утверждал, что Богослужебное пение это пение божественное, «ангелогласное» и оно должно соответствовать своему божественному «архетипу».

До сих пор не утихают споры по поводу соотношения духовно-певческого наследия Византии и древнерусского. Ряд исследователей таких как Д. Разумовский, Ю. Арнольд, И. Вознесенский, А. Преображенский, утверждают о полной ассимиляции византийских традиций на русской почве.25 Иные предполагают, что решающее воздействие на формирование самобытного знаменного распева оказала народная песенная традиция26. Наконец, третья группа ученых (наиболее аргументировано) говорит о том, что византийская традиция с ее каноном и обрядом, осмогласием, нотацией, первыми богослужебными книгами распространялась на ранней стадии Православия на Руси и послужила лишь толчком для самостоятельного развития древнерусского богослужебного пения, которое в XV–XVI вв. приобретает самобытность27.

«Византийская певческая система, — пишет наш совремкенник В. И. Мартынов, — во всем своем объеме со всеми типами пения и чтения во всех их подробностях и во всем разнообразии форм была полностью воспринята на Руси… Однако восприятие это не сводилось к механическому заимствованию готовых форм, но представляло собой целенаправленную переработку, по-новому осмысляющую и как бы переводящую византийскую систему на новый язык русского национального мышления»28.


Знаменный распев – мелодическая основа Обихода

Знаменный распев явился величайшим чудом древне-русского творчества, как поразительный образец нового интонационно-мелодического содержания в заимствованных формах и жанрах. «В знаменной системе нотописания осуществлен не наглядный принцип построения начертаний, соответственно повышению и понижению входящих в данную мелодию звуков, но исключительно условный. Несомненно, таким же было и нотописание древне-христианской Восточной Церкви… Сами певцы, очевидно, руководствовались певческим преданием, передаваемым из уст в уста, и знакомились с «крюками» лишь практически.»29

Первые наши нотные книги представляли два текста: греческий и славянский. Греческий текст сохранялся вплоть до XIII века. Древнейшие памятники «столпового», «знаменного», «крюкового» пения не восходят дальше XII века. В сокровищнице древнерусского рукописного наследия представлены разнообразные типы книг, содержащих богослужебные песнопения — Стихирари (Минейные и Постные), Кондакари, Ирмологии, Триоди и Минеи, Октоихи. О принадлежности того или иного рукописного источника к кругу певческих книг свидетельствует, прежде всего, его состав: он включает только те гимнографические тексты, которые предполагают распевание, при этом, как правило, отсутствуют тексты, предназначенные для чтения.

В каждой книге, предназначенной для певческого использования, имеет место наличие определенных певческих указаний. Примыкают к этой группе рукописей и богослужебные певческие сборники. «Для большинства сборников, при всем непостоянстве состава и индивидуальности их структуры, характерно общее стремление — объединить в своем составе максимальный объем материала, добиться охвата (хотя бы в кратком виде) певческих элементов различных чинопоследований. Заметно преобладание литургического принципа организации и эпизодическое включение нотации в Триодях и певческих сборниках».30

Примечательной чертой древнерусского певческого искусства стало, как отмечает И. Лозовая31, отсутствие в певческих книгах этого времени важнейших неизменяемых песнопений, входящих в круг суточных служб и Литургию, например, «Свете Тихий», «Единородный Сыне», Трисвятое, Херувимская песнь, песнопения Евхаристического канона. Они попали в богослужебные книги лишь на последнем этапе развития (XVI в.), что объясняется их устной формой бытования.

Н. Заболотная отмечает: « Выявленное соотношение характеристик книги и ее практического назначения достаточно устойчиво. Ненотированные рукописи (по большей части полижанровые книги, организованные по литургическому принципу) используются преимущественно в качестве служебно-певческих книг. Для книг нотированных (по преимуществу моножанровых) типична роль справочного пособия, расширенного собрания образцов для работы распевщика»32. Их роль в певческой практике со временем менялась. В дальнейшем функцию певческой полижанровой книги, объединяющей максимальный объем самых необходимых песнопений стал выполнять Обиход, постепенно выкристаллизовавшийся из наиболее употребимых песнопений, заимствованных из других богослужебных книг.

Появление Обихода было обусловлено, как известно, утверждением на Руси Иерусалимского устава, в связи с его распространением увеличения числа молитвословий и необходимости фиксации неизменяемых негласовых песнопений, существовавших до этого в устной форме. Шестнадцатый век - эпоха наивысшего расцвета древнерусского певческого искусства в исторических условиях утверждения Руси, как оплота Православия. В этот период сформировались все основные певческие богослужебные книги, в частности Обиход, получивший в XVII веке наибольшее распространение, что связано с распространением и умножением негласовых форм песнопений и появлением новых стилей роспева – «греческого», «киевского», «болгарского» и раннего многоголосия (далее партесного пения).

Таким образом, певческая книга Обиход, вбирая в себя основные молитвословия других богослужебных книг, является в первую очередь справочным пособием, объединяющим главные песнопения, не зависимо от их жанровой принадлежности. Состав песнопений Обихода является как бы индикатором этапов исторического развития богослужебного пения.

Невозможно в рамках статьи показать весь исторический путь развития Обихода. Особый интерес представляет более позднее время, начиная с конца XVIII века, когда появляются первые печатные певческие книги и вплоть до наших дней, когда Обиход наиболее востребован. К его песнопениям обращались такие выдающиеся русские композиторы как Н. Римский-Корсаков, П. Чайковский, А. Архангельский, А. Кастальский, С. Рахманинов, Б. Ледковский.



1 Разумовский Д. В., прот. Церковное пение в России. М., 1868;

2
Вознесенского И. И., прот. О церковном пении Православной Греко-Российской Церкви / Большой знаменный распев. Киев, 1887;

3
Никольский К. Пособие к изучению устава Богослужения православной церкви. С.-Петербург 1907;

4
Смоленский С. О древнерусских певческих нотациях: Историко-палеографический очерк / Памятники древней письменности и искусства. СПб., 1901;

5
Металлов В., прот. Осмогласие знаменного распева. М., 1899;

6
Гарднер И. Новый Обиход церковного пения. Мюнхен 1960. (рукопись из архива Б.Ледковского);

7
Преображенский А. Культовая музыка в России. Л., 1924., Греко-русские певческие параллели ХII–ХIII вв. // De musica. Л., 1926. Вып. 2;

8
Успенский Н. Древнерусское певческое искусство. М., 1971;

9
Бражников М. Древнерусская теория музыки. Л., 1972; Келдыш Ю. В. История русской музыки: Т. 1. М., 1983;

10
Келдыш Ю. История русской музыки: Т. 1. М., 1983.;

11
Мартынов В. И. История богослужебного пения.. Москва. РиоФа. 1994;

12
Владышевская Т Музыка Древней Руси. // Искусство Древней Руси. М.,1993;

13
Лозовая И. Традиционное направление церковно-певческого искусства. Церковно-певческое искусство.// Художественно-эстетическая культура Древней Руси XI-XVII века М., 1996;

14
Заболотная Н. .Церковно-певческие рукописи Древней Руси XI-XIV веков: Основные типы книг в историко-функциональном аспекте. М., 2001;

15
Гарднер И. Новый Обиход церковного пения. Мюнхен 1960;

16
Simmons N. The Contents of the Synodal Square-Note Obihod. July 3 2004 www.synaxis.info/psalom;

17
К.Никольский Пособие к изучению устава Богослужения православной церкви. С.-Петербург 1907г. с.139;

18
К.Никольский Пособие к изучению устава Богослужения православной церкви. С.-Петербург 1907г. с.139;

19
Лозовая И. Церковно-певческое искусство// Художественно-эстетическая культура Древней Руси XI-XVII века М.,1996,с.267;

20
Владышевская Т Музыка Древней Руси.// Искусство древней Руси М.,1993, с.176;

21
как утверждает И. Лозовая, «введение Иерусалимского устава с точки зрения певческого искусства предусматривало значительное увеличение количества певшихся текстов в службах Вечерни и Утрени, стимулировало творчество древнерусских распевщиков и привело к созданию крюковых певческих книг Октоих и Обиход, песнопения, которых ранее никогда не нотировались». см. выше 19;

22
из возгласа священника на литургии.

23
Аллеманов Д.., прот. Курс истории русского церковного пения. Ч. I: Введение в историю русского церковного пения. (Пение в Церкви вселенской). М., б.г.;

24
об этих ключевых заимствованиях из Византийского канона говорит И. Лозовая 19;

25
Разумовский Д. В., прот. Церковное пение в России. М., 1868; Арнольд Ю. К. Гармонизация древнерусского церковного пения. М., 1886; Вознесенский И. И., прот. О церковном пении Православной Греко-Российской Церкви / Большой знаменный распев. Киев, 1887; Преображенский А. В. Греко-русские певческие параллели ХII–ХIII вв. // De musica. Л., 1926. Вып. 2. С. 60–76;

26
Смоленский С. В. О древнерусских певческих нотациях: Историко-палеографический очерк / Памятники древней письменности и искусства. СПб., 1901. Т. 145;

27
Смоленский С. В. О древнерусских певческих нотациях: Историко-палеографический очерк / Памятники древней письменности и искусства. СПб., 1901. Т. 145;

28
Мартынов В. И. История богослужебного пения. Москва. РиоФа. 1994 С. 93;

29
Преображенский А. В. Культовая музыка в России. Л., 1924. С. 26;

30
Заболотная Н. О соотношении певческих книг эпохи студийского устава. Триоди, постные Стихирари и Богослужебные певческие сборники. (РАМ им. Гнесиных);

31
Лозовая И. Церковно-певческое искусство// Художественно-эстетическая культура Древней Руси XI-XVII века М.,1996, с.279;

32
Там же

В начало страницы На главную страницу Написать разработчикам: Ольге Черняк, Матвею Родову