На главную страницу На главную страницу  
На главную страницу На главную страницу
На главную страницу На главную страницу   На главную страницу
На главную страницу   На главную страницу
АНТРОПОЛОГИЯ

Н. А. Лайша

НОВАЯ МОДЕЛЬ ПСИХИАТРИИ В СВЕТЕ ХРИСТИАНСКОГО УЧЕНИЯ

Современная психиатрия: прогресс или кризис?

Прошедший ХХ век в психиатрической литературе именуется "выдающимся". Именно в этот исторический период произошло становление психиатрии как науки, которая вышла за рамки национальных школ и стала воистину мировой наукой. Это стало возможным вследствие всеобщего обмена информацией, непосредственных контактов между специалистами разных стран и непрерывного международного научного сотрудничества. В процессе совместной работы возник общий язык, сложилась единая система классификации заболеваний и их диагностики (МКБ-10), разработано великое множество сильнодействующих психотропных препаратов и т. п. Большие надежды ученые также возлагают на развитие молекулярно-генетических исследований в психиатрии. Данная направленность научных исследований в психиатрии планируется и в третьем тысячелетии.

Не менее "выдающимся" провозглашается ХХ век и для "младшей сестры" психиатрии - психотерапии и очень важной для развития научной и практической психиатрии науки - психологии. Эти науки, можно сказать без преувеличения, пережили и продолжают переживать настоящий "бум". (В дальнейшем для краткости изложения мы будем называть психиатрию, психотерапию и психологию ψ-науками, т.е. науками о душе [ c - греч. ψΰχή или psyche - душа] ).

Итак, успехи психиатрии и родственных с ней наук налицо, а число людей с нервно-психическими расстройствами не сокращается. Более того, согласно прогнозу ведущих специалистов в области психиатрии, в ХХI веке снова ожидается рост нервно-психических расстройств. Так, например, Д. Д. Орловская, Н. М. Жариков, А. С. Тиганов предсказывают, что в XXI веке будет расти удельный вес патологии, связанной с постарением населения, пограничных состояний невротического уровня и аффективных расстройств (депрессий), а также психических нарушений, возникающих в экстремальных ситуациях и связанных с их последствиями. Рост депрессивных расстройств принимает характер эпидемии, что дало основание некоторым специалистам назвать депрессию - чумой ХХI века. Как и всегда психиатров беспокоит неуклонный рост алкоголизма, наркоманий и токсикоманий (Журнал неврологии и психиатрии; Т-100; №1; 2000). Вышеизложенное дает основание духовно проницательным людям заключить - "мир превратился в самый настоящий сумасшедший дом" (старец Паисий Афонский †1998).

Вчем же дело? Почему "выдающийся" прогресс мировой психиатрической науки не привел к столь же "выдающемуся" регрессу нервно-психических расстройств в мире? Не является ли упорный рост нервно-психических расстройств свидетельством кризиса современной психиатрии? Не находится ли научная психиатрия на ложном пути? Может быть, выявление и учет биологических (телесных), психологических (душевных) и общественных (социальных) причин возникновения нервно-психических расстройств в рамках ныне действующей "биосоциальной модели" психиатрии и медицины недостаточны? Может быть, научная психиатрия упустила из сферы своего внимания что-то очень важное? Может быть общепризнанная двухсоставная психо-соматическая (душа - тело) модель медицины устарела?

Ученым, кстати, так и не удалось разработать единую теорию психосоматической медицины. Существующие же ныне основные теоретические концепции психосоматических расстройств: психоаналитическая, эмоционального конфликта (Александера), профиля личности Ф. Данбар, десоматизации - ресоматизации, алекситимии, нервизма (И. М. Сеченова, И. П. Павлова, К. М. Быкова), стресса Г. Селье и др., отражают лишь отдельные аспекты психосоматического взаимодействия. Сложный процесс взаимного влияния души и тела до сих пор таит в себе немало загадок.

Психиатрия: область медицины или новая религия?

В 1995 году в США вышла книга Брюса Уайзмана под названием "Область медицины или новая религия?" ("Psychiatry - the Ultimate Betrayal", by Bruce Wiseman, Freedom Publishing, Los Angeles, California, USА 1995). 430 страниц книги насыщены тщательно собранными данными об истории психиатрии и психологии в США и об их разрушительном влиянии на жизнь страны. Ниже кратко изложены основные факты и выводы, сделанные Брюсом Уайзманом по статье П. Н. Будзиловича, который является и автором перевода вышеупомянутой книги (Из дневника православного психиатра, изд. Макариев - Решемской обители, вып. 36, 1998 г., стр. 50 - 58).

Согласно мнению, высказанному в 1993 г. маститым специалистом - психиатром доктором Томасом Цасом, профессором психиатрии университета штата Нью-Йорк и пожизненным членом Американской ассоциации психиатров: "Психиатрия, по-видимому, является той главной разрушительной силой, которая влияла на американское общество в течение последних 50 лет". Критика доктора Цаса не ограничивалась психиатрическими больницами и кушеткой психиатра. Он говорил о разложении всего общества: "Психиатрия является частью общего либерального направления, утверждающего, что каждый (из нас) является жертвой, и что все имеют специальные привилегии, но не несут никакой ответственности. Эта точка зрения психиатров настолько утвердилась в американском мышлении, что люди даже не думают о ней, как о "психиатрической"".

Базирующаяся на атеистическом материализме, психиатрия постепенно заменила основы американского общества: индивидуальную (личную) ответственность, а также христианскую добродетель на привлекательные, но дешевые суррогаты: идеи понижения моральных стандартов во имя избежания "стресса" и оправдание упадка личной ответственности от "психологических травм" (здесь и далее выделено мною Н. Л.).

Автор книги замечает, что истоки психиатрии - материализм (или атеизм) и незаметная для населения Запада замена культуры, в центре которой находился Бог (христианский), на культуру, в центре внимания которой становится человек. Человек, предположительно отличающийся от животных только лишь своей способностью соображать, существо без души, продукт генетики и окружающей среды.

Уильям Джеймс, "отец американской психологии", предложил считать религию неким терапевтическим средством, т. к. она имеет успокоительный эффект на верующих (см. его книгу "Разные религии", изданную в 1902 г.). Христианское понятие спасения подменяется материалистическим выживанием, грех - болезнью, а такое христианское таинство, как исповедь, стало заменяться индивидуальной или групповой психотерапией.

В начале XX века на арену выходит основоположник психоанализа Зигмунд Фрейд, открыто назвавший религию "врагом". Фрейд, как известно, был кокаинистом, и есть мнение, что его сексуальные теории явились результатом его приверженности к этому наркотику. Фрейд утверждал, что человек является продуктом своего личного опыта. Эта точка зрения положила начало понятию о "психологическом оскорблении" (или плохом обращении) в детстве, широко используемом в наше время в судах для оправдания преступлений или аморального поведения.

Хотя "столпы" психологии и психиатрии зачастую спорили и не соглашались друг с другом, все они стояли дружным фронтом против христианства. Так, опрос членов Американской ассоциации психологов, проведенный в 1976 году показал, что 95% из них считают себя атеистами или агностиками. Такие же результаты были получены и в результате опроса членов Американской ассоциации психиатров. Создается парадоксальная ситуация. Атеистические убеждения большинства психиатров идут вразрез с убеждениями подавляющего большинства населения страны и, таким образом, подрывают основы американского общества. (Надо полагать, что в странах бывшего Союза дело обстоит подобным же образом, ибо преподавание ψ--наук в наших ВУЗ (ах) до сих пор строится на атеистическом фундаменте - Н.Л.).

Как оказалось, атеистическое мышление психиатров в первую очередь бьет по ним же самим. Согласно недавнему исследованию, из 32 тыс. психиатров США (составляющих одну треть всех психиатров мира), каждый шестой кончает жизнь самоубийством. Кроме этого, 68% из опрошенных психиатров признали, что страдают от той или иной формы душевного расстройства. А ведь психиатры, после того, как они узурпировали роль священников в области решения духовных проблем, взяли на себя ответственность за психическое здоровье человечества. Чего же ожидать от их пациентов?

Наблюдаемый сегодня развал морали общества не произошел в одночасье. Интенсивное наступление атеизма в психиатрических одеждах ведется уже более 100 лет. Так, известный психиатр Г. Брок Чисхольм, влиятельный президент ведущей психиатрической организации, Мировой федерации по вопросам психического здоровья, в 1945 г. заявил следующее: "Целью всей эффективной психотерапии должна быть новая интерпретация и, в конечном счете, искоренение понятия добра и зла, использовавшегося как основа воспитания детей, а также замена веры в правоту старого поколения разумным и рациональным мышлением". В пояснение своей мысли, он добавил: "Несомненно, большинство психологов, психиатров и других пользующихся уважением людей освободилось от этих моральных кандалов и теперь может свободно наблюдать и мыслить". (Это весьма откровенное высказывание одного из высокопоставленных психиатрических чиновников наводит на мысль о том, что изгнание нравственных категорий из психиатрии не является результатом недомыслия, а осознанно спланированной акцией - Н.Л.).

Заметные негативные перемены в поведении американской молодежи произошли в течение всего лишь 50 лет, во время усиленного развития в стране материализма -секуляризма. Это еще раз подтверждает, что общество, базирующееся на материалистических идеях, не только не способно к поддержанию высоких моральных принципов, но, наоборот, только способно ускорять их распад. Обращает на себя внимание тот факт, что разрушение моральных устоев совершается параллельно с ростом количества психологов в школах США. Рост количества психологов идет по геометрической прогрессии каждые 10 лет в течение тех же 50 лет. Так если в 1920 г. в школах США было 200 психологов, то в 1990 г. уже 22 тысячи.

Не лучше дело обстоит и с судопроизводством. Психологами прививается мысль о том, что некоторые преступления могут быть совершаемы безнаказанно и жертвы психических насилий получают алиби на случай любых преступлений. Это положение уже принято западным обществом. Как следствие этого понятие личной ответственности за совершаемые поступки отступает на задний план. Огромную разрушительную роль психиатрия сыграла в эпидемическом росте злоупотребления наркотиками. Поиски идеальной пилюли, влияющей на психику, велись психиатрами с самого начала их деятельности. Это вполне понятно ввиду их материалистического, "биохимического" представления о сущности человека. В XIX в. это были бромиды, подавляющие центральную нервную систему и использовавшиеся в качестве снотворного. Затем появились барбитураты, используемые в качестве более сильных успокаивающих лекарств. А в первой половине XX в. был разработан целый ряд еще более сильных как успокаивающих, так и возбуждающих средств.

Появление торазина произвело революционную перемену в социальном мышлении XXв.: психиатры решили отказаться от закона, который человечество соблюдало с начала времен и гласящего, что нельзя решать жизненные проблемы при помощи лекарств, меняющих мышление человека. В качестве отговорки была дана "научная" причина: такие лекарства даются душевнобольным потому, что они больны! Ясно, что такой подход открывает широкую дорогу любым наркотикам, помогающим человеку "забыться" и, таким образом, хотя бы временно, "решить" свои жизненные вопросы. (Известный в США и во всём мире психотерапевт Станислав Гроф рекомендует для облегчения страданий неоперабельных онкологических больных применять ЛСД - сильнодействующий наркотик из арсенала психотропного оружия. Более того, он и сам на протяжении пятнадцати лет употреблял этот наркотик - Н. Л.).

Употребление всевозможных наркотиков распространилось в таких масштабах, что общество не справляется с этим явлением, несмотря на то, что каждый новый президент США торжественно обещает во время своей предвыборной кампании "усилить войну с наркоманией". Но, так как каждый раз война эта ведется с материалистических позиций и выражается в усилении полицейских мер, то наркомания продолжает расти.

С православной точки зрения, понятно, проблема наркотиков не материальная, а духовная: наркотики помогают заполнить духовный вакуум, образующийся после отказа от христианства и принятия атеистического мировоззрения.

Такие вот неутешительные выводы, к которым пришёл Брюс Уайзман. Во всем этом, заключается не только вина, но и беда этих наук и, как видим, трагедия ψ-специалистов. Как известно, Америка уже давно отреклась от Христа и горделиво называет себя постхристианским обществом. Хорошо бы нам, пытающимся возродить нашу Родину, обрести веру предков, восстановить христианское мировоззрение после многолетнего атеистического плена, учесть этот печальный опыт американского народа. Учтем ли? Судя по тому, как с началом перестройки мы ринулись всевозможные западные психотехнологии, у нас произошло обострение старой болезни под названием "западнизация".

Академик А. А.Ухтомский писал в 30-х годах прошлого столетия: "Да, наши "западники" поистине имели мало своего, зато страстно хватались за все книжоночки приходившие с Запада! Невежество относительно своего русского помогало им не заниматься своим; непрестанная увлеченность чем-нибудь западным подкрепляла убеждение, что только с Запада и узнаем мы толковые и нужные вещи!" (Доминанта души: Из гуманитарного наследия.- Рыбинск: Рыбинское подворье, 2000. с. 251).

Болезнь - следствие греха?!

Чем дальше уходит человечество от Бога, от Истины, тем больше им ощущается необходимость осмысления истоков своего бытия. Именно утратив связь с Богом, и пытаясь найти Ему "достойную" замену, человек стал "философом" и "психологом". Именно поэтому он построил целую систему философских и психологических измышлений, наименовав их "научными гипотезами". Академик и епископ А. А. Ухтомский, - 130-летию со дня рождения которого посвящены настоящие чтения, физиолог с мировым именем, автор учения о доминанте, подчеркивал: "Мировоззрение, всегда стоит своего носителя, точно так же, как картина запечатлевает лишь то и так, что и как умел видеть художник".

В глубинах философии еще во времена Аристотеля зародились "две сестры": этика и психология. Первая исследовала истоки нравственного и безнравственного поведения человека, а вторая пыталась объяснить природу психического, то есть душевного. Однако вскоре этика и психология удалились друг от друга. "Научную" психологию ныне уже совершенно не интересует борьба сил добра и зла в душе человека. А ведь это не просто какой - то пустяк, которым можно пренебречь в интересах "чисто психологического" исследования, его "объективности" и "научности". Ведь практически всякий поступок человека, всякое его переживание, каждая его мысль облечена или в одеяния добра или в одеяния зла. А как же "научная" этика? Она стала наукой сухой, скучной, бездушной. Могут ли "безнравственная" психология и "бездушная" этика решить проблему человека?

Человечество тысячелетиями стремится искоренить пьянство и наркоманию, проституцию и гомосексуализм, алчность и зависть, агрессию и насилие, убийства и самоубийства, грабежи и воровство, блуд и сексуальные извращения, азартные игры и жажду легкой наживы, стремление к власти и жажду славы и т. д. и т. п. Однако, как мы видим, эта нравственная и психическая патология рода человеческого не только не уменьшается, но заметно растет. В чем же дело? Почему так? Почему бессильны ψ-науки?

Епископ Варнава (Беляев), наш современник (†1963 г.), в своем замечательном многотомном труде "Основы искусства святости": опыт изложения православной аскетики (Н. Новгород, 1998), написанном в трудные 20-е годы, дает глубокий анализ академической (светской) и православной (святоотеческой) психологии. Владыка Варнава свидетельствует: "Ученые психологи в миру, сами, будучи душевно-плотскими людьми, изучают всегда душевно-плотских людей и только под душевно-плотским углом зрения. Они настолько погрузились в плотяность, что изучение психических явлений с помощью психометрических методов и разных машин стали считать высшим достижением науки. Эта поразительная узость миросозерцания и рабское подчинение материалистическому направлению, которые делают их подобными каторжнику, прикованному по рукам и ногам цепями к своей тачке, в данном случае - разными "авторитетами" и "духом времени", не дают им возможности увидеть и поверить, что существует еще и другая жизнь, где царит свобода духовной мысли, - жизнь, наполненная сиянием вечного дня и благоуханием небесных откровений. Поэтому учение их о душе и ее способностях односторонне и лживо" (выделено мною Н. Л.).

В Священном Писании - книгах Ветхого и Нового Завета имеется много свидетельств о том, что болезнь посылается человеку Богом в основном как наказание за грех. В одной из книг Ветхого Завета, например, Бог говорит к своему народу через пророка: "Если не будешь стараться исполнять все слова закона сего, написанного в книге сей, и не будешь бояться сего славного и страшного имени Господа Бога Твоего, то Господь поразит тебя и потомство твое необычайными язвами, язвами великими и постоянными, и болезнями злыми и постоянными... И всякую болезнь и всякую язву, не написанную в книге закона сего, Господь наведет на тебя, доколе не будешь истреблен" (Втор. 28 : 58 - 61). "Но кто согрешает пред Сотворившим его, да впадет в руки врача!" (Сирах. 38:15). В Новом Завете Иисус Христос говорит исцеленному Им человеку, находившемуся в болезни тридцать восемь лет: "…вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобой чего хуже" (Ин. 5 : 14).

Болезнь, однако, не столько "кара Божия" за грехи, сколько средство исправления грешного человека: "страдающий плотию перестает грешить, чтобы остальное во плоти время жить уже не по человеческим похотям, но по воле Божией" (1 - е Пет. 4 : 1-2). Это же удостоверяют и отцы Церкви. Преподобный Серафим Саровский учил: "Болезнь имеет силу очищать нас от духовной скверны, заглаждать грехи, смирять и смягчать нашу душу, заставлять одуматься, сознавать свою немощь и вспоминать о Боге".

Медицина и психология, к сожалению, проходят мимо этой очевидной истины о несомненной пользе телесного страдания для духовного оздоровления человека. Эти науки стараются не замечать, что страдание имеет смысл, причем высший, духовный смысл. Медицина и сама ориентирована на избавление человека от болезней "любой ценой" и своих пациентов настраивает на то же.

Причинно - следственная связь безнравственных форм поведения человека (греха) и большинства заболеваний даже для неспециалиста, но лишенного предубеждений, очевидна. Как известно, причинными факторами возникновения и живучести венерических заболеваний и СПИДа являются не только микроорганизмы, но и такие греховные деяния как супружеская неверность, половая распущенность, сексуальные извращения. К возникновению большинства нервно-психических и психосоматических заболеваний приводят такие чувства и эмоции как зависть, ревность, упрямство, гнев, печаль, уныние и многие другие, которые принято называть отрицательными. Но все эти чувства-эмоции согласно христианскому учению являются греховными. Причинами алкогольной, наркотической и других зависимостей являются эгоистическое стремление человека к получению удовольствия, угождение чреву, малодушие, побег от житейских трудностей в мир грез и дурмана, гордость… ("вино испытывает сердца гордых - пьянством" (Сирах. 31:30)). Одной из главных причин ожирения и болезней желудочно-кишечного тракта является злоупотребление пищей, особенно жирной, т. е. чревоугодие. Возникновению аллергических заболеваний способствует злоупотребление шоколадом, конфетами, сладкими напитками, т. е. сластолюбие. Перечень болезней, порожденных грехом, можно было бы продолжать и далее.

Грех ныне мягко именуется "неправильный образ жизни", "особенности характера", "влияние среды", "последствие стрессов" и т. п. Однако, о том, чего не знают и не хотят знать люди неверующие и на что не обращает внимания официальная медицина, именующая себя научной, уже не одну тысячу лет вещает Священное Писание (Библия). То, о чем не знают люди неверующие для людей верующих ясно как Божий день - болезнь является следствием греха. Взаимосвязь греха и болезни очевидна, и чтобы ее выявить не требуется больших интеллектуальных усилий. Препятствием на пути принятия этой азбучной истины и пациентами, и врачами, является сопротивление духа, стремящегося жить по "принципу удовольствия", по "закону греха".

Очень жаль, что духовно-нравственная составляющая поведения человека до сих пор не интересует современную психологическую и медицинскую науку. А ведь в учениях святых отцов православия имеются весьма убедительные доказательства, а в православной духовной практике убедительные свидетельства взаимосвязи греха и болезни, добродетели и здоровья. Об этом же свидетельствуют и труды современных православных ученых, врачей, психологов (Д. А. Авдеев, В. К. Невярович, иеромонах Анатолий Берестов и др.).

Усматривая причину болезни в грехе, Священное Писание и Церковь, тем не менее, не препятствуют своим чадам прибегать в болезни к помощи врачей. Это относится, однако, к врачам, которые лечат болезни тела, но отнюдь не болезни души, т.е. к врачам-психотерапевтам. В книге Иисуса сына Сирахова сказано следующее: "Почитай врача честью по надобности в нем, ибо Господь создал его, и от Вышнего - врачевание, и от царя получает он дар. Знание врача возвысит его голову, и между вельможами он будет в почете… Сын мой! в болезни твоей не будь небрежен, но молись Господу, и Он исцелит тебя. Оставь греховную жизнь и исправь руки твои, и от всякого греха очисти сердце. Вознеси благоухание и из семидала памятную жертву и сделай приношение тучное, как бы уже умирающий; и дай место врачу, ибо и его создал Господь, и да не удаляется он от тебя, ибо он нужен. В иное время и в их руках бывает успех; ибо и они молятся Господу, чтобы Он помог им подать больному облегчение и исцеление к продолжению жизни. Но кто согрешает пред Сотворившим его, да впадет в руки врача!" (Сирах. 38:1-15).

Страсть: основной мотив поведения человека и главная причина нервно-психических расстройств

С точки зрения христианского учения и православной духовной практики основным мотивом подавляющего большинства наших поступков является склоняющая нас к греху страсть. Категория страсти в психологии не очень популярна, а медицине она и вовсе неведома. Поэтому вполне благоразумным будет обратиться к святоотеческому духовному наследию, накопленному за двадцать веков в Православной (Восточной) Церкви. Главное достоинство этого наследия заключается в том, что оно не является измышлением ума человеческого, очередной научной теорией или следствием экспериментальных исследований, причем в искусственно созданных условиях. Это наследие - сокровищница личного практического опыта святых отцов православия, опыт преодоления себя, опыт избавления от порочных страстей и стяжания добродетелей, опыт духовного преображения личности.

Что такое страсть? Страсть - это особая наклонность души, имеющая тягу к непомерному росту и подавлению собой всех прочих сторон души и личности (святитель Григорий Палама - XIV в.). Развитие страсти в душе человека есть процесс деформации душевной сферы, несущий за собой дисгармонию и неуравновешенность, разлад и хаос душевной жизни. Страсти это своего рода "одержимости" различной степени напряжения и силы.

Человек, одержимый какой-либо страстью, находится в сильной зависимости от нее, является ее рабом, рабом греха. Апостол Павел выразил это так: "Ибо не понимаю, что делаю; потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю… Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю" (Римл. 7:15-19). Преподобный Варсонофий говорил прямо, что страсти - суть демоны. Академик А. Ухтомский писал о страстях: "Страсти - это мотивы идущие сами собою. И при всем том они "неестественны", поскольку слепо противостоят владычественному уму и завладевают им" (Доминанта души, с. 243). И еще: "Если захватившая волю сила не тормозится какою-либо иною доминантою, она берет в свои узы всего человека" (там же, с. 252).

К большому сожалению, категория страсти не изучается как фактор, побуждающий поведение человека, ни психологией, ни психиатрией. Трагедия человека страсти заключается в том, что он считает свою страсть вполне благопристойной, но никак не греховной. Психология страстей человеческих хорошо описана в русской художественной литературе (Достоевский, Толстой, Гоголь и др.). В научной литературе по психологии и психотерапии категорию "страсть" искать бесполезно.

Анализируя поведение человека, психологи и психотерапевты, обычно, довольствуются поверхностными его обоснованиями - мотивировками. Истинные же, глубинные мотивы поведения человека, как правило, скрыты от их взоров. Они то, обычно и являются проявлениями той или иной страсти. Трудно представить какой - либо поступок, совершаемый человеком, даже, казалось бы, вполне благовидный, в котором исходным мотивом не явилось бы страстное побуждение. Даже добро мы делаем недoбро с расчетом на то, что нам ответят тем же или хотя бы похвалят нас. Известный философ И. Кант, в свое время, сделал очень важное открытие для этики и психологии: "Людьми движут чаще всего аморальные мотивы".

В чем же секрет того, что страсть имеет такую большую власть над человеком? Преподобный Силуан Афонский, великий духовный подвижник начала XX века, учил, что влекущая сила страсти над человеком состоит в обещании услаждения. Таким образом, стремление к получению удовольствия, угождение страсти является основным побудительным мотивом поведения человека. Мы поступаем, так как нам хочется и так как нам нравится, независимо от того, насколько это поведение соответствует нормам морали и нравится ли оно окружающим. В этом заключается эгоистическая, греховная сущность человека.

Главные разрушительные страсти присущие душе человеческой, согласно христианскому учению - чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордость. Каждая из названных страстей включает в себя многие десятки разновидностей, отличающихся лишь количественно и имеющих свои наименования в богатой гамме человеческих чувств.

В структуре характера каждого человека, конечно, присутствуют и положительные черты - добродетели. Эти добродетели, противоположные восьми главным страстям, следующие: воздержание, целомудрие, бескорыстие, кротость, радость, надежда, скромность, смирение. Страсти и добродетели, переплетаясь между собою в характере человека, обуславливают уникальность и неповторимость этого характера. Задачей духовного делания подвижника в православной духовной практике является изживание страстей и стяжание добродетелей.

Как известно, определенному образу чувств и поступков присущ вполне определенный образ мыслей. Чувство (переживание) всегда следует вслед за мыслью, оценивающей ситуацию. Чаще всего эти мысли не осознаются нами. Их именуют иногда "автоматическими мыслями". Образ мышления, приводящий к возникновению отрицательных чувств, профессор Ю. М. Орлов называет патогенным, то есть вызывающим болезни. Например, чувству гнева обычно предшествует осуждение ближнего, превозношение себя и стремление унизить его. Чувство печали порождают мысли о том, что мы достойны лучшей участи, что нам не следует считаться со сложившимися обстоятельствами или с утратой. Кроме того, основанием печали являются сильное желание чего-либо и неутолимая жалость к себе. Обида возникает как следствие гордого образа мыслей, высокого мнения о себе, что обычно сами пациенты оценивают как ранимость. Обида состоит из сдерживаемого гнева и тихой печали. Как видим, патогенный образ мышления - образ мышления греховный, потакающий страстям.

Противоположным патогенному мышлению является образ мыслей, который порождает положительные чувства и эмоции. Ю. М. Орлов называет его саногенным или оздоравливающим и подчеркивает, что он полностью соответствует христианским заповедям. Для того чтобы изменить патогенный образ чувств (переживаний) на оздоравливающий, нужно, прежде всего, изменить образ мыслей (мышления) иначе все наши попытки измениться к лучшему окажутся тщетными. В свою очередь, наш образ мыслей подчинен нашим чувствам, пристрастиям, страстям, которые "заказывают слова на любимую музыку". В изменении же образа мыслей неоценимо значение молитвы, которую в психотерапии заменило самовнушение ("молитва самому себе").

Почему современная философия, психология и педагогика замалчивают учение святых отцов о душе и страстях? Епископ Варнава (Беляев) полагал следующее: "Ничем иным нельзя объяснить замалчивания современной философской наукой учения святых отцов о душе и страстях, - ведь нельзя предположить, что ученые проглядели в море книжной литературы такой громадный материк перед глазами! - как личной завистью ученых, сознающих свое убожество пред глубиной познания души человеческой святыми отцами, аскетами и кознями сатаны, боящегося, что если будут изучать писания отцов даже с целью их критики, то и тогда это будет дело опасное, и найдутся люди, которые будут читать эту критику не ради нее самой, а ради тех цитат святоотеческих, на которые она нападает... Ведь ученые не потому не признают бесов, что это допущение произвело бы путаницу в их науке - конечно, ее надо бы было переделать всю, но она от этого бы только выиграла и сделалась стройнее и более глубокой, - а потому, что если принять существование демонов, надо будет тогда признать и ангелов, и Бога, и искупление, и Страшный Суд, и рай, и геенну... А все это ко многому обязывает..." (Основы искусства святости).

Новая модель психиатрии

Современная научная психиатрия рассматривает человека как устойчивую биопсихосоциальную систему, как "общественное животное". Этот взгляд на человека и положен в основу научных исследований психических заболеваний, причины возникновения которых ученые традиционно ищут в повреждениях мозга, психологических стрессах либо в социальном неустройстве.

Священное Писание свидетельствует о том, что человек трехсоставен: состоит из духа, души и тела (1 Кор. 2:15; Гал. 6:1; 1 Кор. 2:14; 1 Кор. 3:2-3). Так учат святые отцы Церкви. Так мыслят многие православные ученые, врачи, психологи.

Апостол Павел в одном из своих посланий писал: "Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа" (1-Фес.5:23). Никодим Святогорец (IХ век) пишет: "Дух твой, ищущий Бога Небесного, да властвует над душою и телом, назначение которых - устроить временную жизнь".

Что такое дух? Почему включение категории духа в психосоматическую медицину может оказаться плодотворным? Дух - это внутренний центр, собирающий воедино силы души и направляющий их к единой высшей цели (духовная сторона души). Дух выходит за пределы не только пространства, но и времени и обращен к вечности. Дух связывает человека с высшим миром, временное с вечным в самом человеке. Он поднимает его над ограниченностью внешних условий земного, временно-пространственного существования и направляет это земное существование к высшей цели (Н. Н. Фиолетов).

Ничто временное и тварное вполне и до конца удовлетворить человеческий дух не может. Он ищет, хотя часто бессознательно, бесконечного совершенства, которое может быть дано только в Боге: "От Бога исшедши, Бога он ищет и лишь в Нем успокаивается" (Свт. Феофан Затворник).

Апостол Павел учил, что в человеке действуют два закона - закон плоти и закон духа: "Плоть желает противного духу, а дух - противного плоти: они друг другу противятся" (Гал. 5:17). Этот фундаментальный психологический закон - конфликтного противоборства плоти и духа современной психологии и психиатрии неизвестен. Понятие "плоть" здесь шире, чем понятие "тело" и включает душу. Плотский человек - это человек недуховный, а душевный. Это человек страсти, человек греха. Плоть желает во всем исполнять свою волю, а дух - волю Божию.

Запросы духа сказываются в стремлении к цельному знанию, дающему полную картину мира, открывающему смысл существующего и, прежде всего, смысл своей жизни. Знания, помогающие ориентироваться практически во внешнем мире, достигаются при помощи душевных сил и способностей. Искание цельного знания, искание смысла, искание истины - есть проявление жизни духовной.

Проявлением духовной стороны нашей природы является совесть. Совесть - это способность критически с нравственной точки зрения оценивать свои поступки и свою жизнь. В совести проявляется действие "естественного нравственного закона", заложенного в природе человека и свойственного по апостолу Павлу, и язычникам. Совесть есть голос Божий в человеке. К проявлениям духа относятся и стремление к красоте, искание идеала во внешнем образе. Академик А. А. Ухтомский считал, что внимание духу должно стать доминантой души (Доминанта души, с. 243).

Архиепископ Лука Войно-Ясенецкий (†1961 г. - 11июня) известный хирург, профессор медицины, причисленный недавно к лику святых, в своей книге "Дух, душа и тело" весьма убедительно показал недостаточность медицинского (физиологического) и истинность богословского (библейского) воззрения на человека. О необходимости учета духовной сферы личности в оценке психического статуса пациента писал и профессор психиатрии Д. Е. Мелехов (†1979).

Известный австрийский психолог и психотерапевт В. Франкл (1905 - 1997), основатель логотерапии, также утверждал: "человек - это больше, чем психика, человек - это дух". В. Франкл считал, что главной движущей силой поведения человека является стремление найти и реализовать своими поступками смысл жизни. Высшим смыслом жизни является духовный, который находится вне человека. Потребность человека в обретении смысла жизни, так же как и потребность в бесконечном совершенствовании, в совершенстве - есть функция Духа.

Таким образом, научной психиатрии, наряду с привычными традиционными подходами к диагностике и лечению нервно-психических болезней, следует обратить внимание на духовно-нравственную сферу человека. Научной психиатрии следует признать и принять богословскую (библейскую) модель человека, согласно которой человек состоит не только из души (психики) и тела (сомы), но и ДУХА.

Есть все основания утверждать, что трехсоставная (дух - душа - тело) модель медицины окажется плодотворнее двухсоставной (душа - тело) психосоматической модели и восполнит ее существенные недостатки.

Резюме

Игнорирование современными ψ-науками состояния нравственной сферы пациентов при оценке психического (душевного) здоровья и обедняет науку, и сильно снижает эффективность лечения больных. Большой ошибкой психотерапии и практической психологии является то, что нравственные деформации личности они пытаются лечить и "корригировать" неадекватными методами - медикаментозными, психотехническими, психологическими и т. п.

Психотерапевты и психологи считают религию "своего рода психотерапией" в то время как все обстоит как раз совсем наоборот, ψ-науки - это своего рода религии (психорелигии).

В современной психологии и психотерапии, существует около трех десятков только основных, наиболее популярных концепций личности, на основе которых их приверженцы разрабатывают методы психотерапии и психологической коррекции. Всякая концепция личности, однако, по своей сути, есть ничто иное, как психотеология или психорелигия, во главе которой стоит свой мощный проповедник. Это мнение о современной психологии и психотерапии принадлежит Д. Гриндеру и Р. Бэндлеру, основоположникам нейролингвистического программирования (НЛП), одной из самых мощных и популярных современных психотехнологий.

Сама жизнь свидетельствует: психология и психотерапия так и не решили свою главную научную и практическую задачу - изменение поведения человека. Методы психотерапии и психологической коррекции в большинстве своем являются поверхностными и манипулятивными, а по духу - антихристианскими. Православная Церковь предупреждает: большинство методов психотерапии для людей крещеных в православии (а значит подавляющему большинству наших соотечественников) неприемлемо.

Если ученых, врачей и практических психологов интересует конечный результат лечения их пациентов, им следует отказаться от безумного постулата ученых-богоборцев о том, что медицина и психология обязаны пребывать "по ту сторону добра и зла".

Психиатрия, психотерапия и психология должны исследовать нравственные (греховные) причины нервно-психических и психосоматических болезней. Эти науки должны или подтвердить или опровергнуть библейскую истину о причинно-следственной связи греха и болезни. Они должны сделать это как ради утверждения Истины, так и ради человека, которому они и призваны помогать.

Психиатрия, психотерапия и психология должны вырваться, наконец, из плена бесконечных теорий и надуманных мифов о душевной жизни человека - плодов болезненной фантазии ученых-богоборцев и признать выдержавшие проверку временем истины Божественного Откровения о человеке. Медицина должна использовать знания и неоценимый опыт христианства в практическом решении "проблемы человека" - его нравственного совершенствования и духовного преображения.

Библейская истина о причинно-следственной связи безнравственных форм поведения человека (греха) и большинства заболеваний человека, в случае ее принятия медициной, существенно изменит парадигму современной психиатрии и медицины в целом. Общепринятая ныне двухсоставная (душа - тело) психосоматическая модель современной психиатрии (медицины) будет дополнена категорией ДУХА.

Новая модель психиатрии (медицины) приведет к пересмотру взглядов на лечение и реабилитацию больных. Обязательным условием исцеления подавляющего большинства болезней будет признано нравственное выздоровление пациента - реабилитация нравственной сферы личности.

уховно - нравственная реабилитация" человека - прерогатива Церкви и ее священнослужителей. Задача медицины - уяснить причинно-следственную связь греха и болезни и довести эту важнейшую истину до сознания народа.

Обращение внимания врачей и пациентов на духовно-нравственные причины болезни заметно повысит эффективность лечения и профилактики заболеваний, в первую очередь нервно-психических и психосоматических.

Поворот медицины к духовно-нравственной сфере пациентов приведет к падению популярности т. н. "духовного" целительства.

Известный белорусский ученый, академик Виктор Вейник (†1996) утверждал, что в основу науки должны быть положены естественнонаучные тексты Библии. Его книга "Почему я верю в Бога" является весьма удачным синтезом науки и религии. Перефразировав слова В. Вейника, применительно к обсуждаемой нами проблеме, следует сказать: "В основу психиатрии, психотерапии и психологии должны быть положены антропологические и психологические тексты Библии".

Предложения

- Нравственное здоровье личности следует признать на государственном уровне главным первичным звеном психогигиены и психопрофилактики, а также профилактики большинства известных болезней человека. Если это положение будет включено в государственную Программу "Здоровье народа", то в ближайшие годы значительно снизится преступность, алкогольная и табачная зависимость, проституция и другие пороки общества, заметно улучшится здоровье нации и повысится обороноспособность государства.

- В учреждениях образования всех уровней следует ввести курс "Нравственные основы жизни". Духовно-нравственное образование и воспитание дошкольников, учащихся школ и студентов должно вестись в русле традиционных для нашей страны религий исповедуемой их родителями (православие, католицизм и др.).

- В программы подготовки будущих врачей - прежде всего врачей психиатров, психотерапевтов и медицинских психологов, а также последипломного образования необходимо включить курс: "Христианская антропология и психология с основами нравственного богословия".

- Организовать в ведущих медицинских и педагогических университетах республики кафедры (курсы) православной педагогики и психологии.

- Оказать помощь и содействие тем врачам, психологам и педагогам которые уже сегодня смогут разработать программы и читать курсы по православной психотерапии, психологии и педагогике.

Источник: Н. А. Лайша. Новая модель психиатрии в свете христианского учения. // I Международные Свято-Пантелеимоновские образовательные чтения (Минск, 2 - 3 июня , 2005 г.)

В начало страницы На главную страницу Написать разработчикам: Ольге Черняк, Матвею Родову