На главную страницу На главную страницу  
На главную страницу На главную страницу
На главную страницу На главную страницу   На главную страницу
На главную страницу   На главную страницу
Untitled Document


Литургика

Церковь есть столп
и утверждение истины

(к празднику Святой Троицы)

Свящ. Алексий Хотеев

День Пятидесятницы может считаться днем рождения Церкви Христианской. После схождения благодати Святого Духа на учеников Господа, прозвучала первая апостольская проповедь – и крестилось в тот день «душ около трех тысяч» (Деян. 2,41). Эта первая община (несколько позднее появилось название «христианская» – Деян. 11,26) уже именуется в Священном Писании «Церковью Иерусалимской» (Деян. 8,1). Постараемся вникнуть в смысл этого слова «церковь», ведь в Символе веры, этой формуле Православия, мы находим Церковь среди предметов нашей веры, таких как учение о Святой Троице и Воплощении Сына Божия, и говорим: «(Верую) во Едину, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь».

Нельзя сказать, что слово «церковь» незнакомо нашему современнику. Оно звучит не только в храме, но и в школе, и в средствах массовой информации. Но хотя слово одно, его светское и церковное понимание различаются. Со школьной скамьи со времен советских мы научены подменять подлинное значение этого слова понятием ограниченным: «Церковь – это духовенство». Соответственно с этим говорится: Церковь «богатела», «эксплуатировала» или иногда спрашивается у священника: «А что церковь скажет по такому-то поводу?»

Не понимают его и неопротестанские или оккультные проповедники, хлынувшие к нам с запада и востока. Демонстрируя свое знание библейских цитат, они не показывают знания их смысла. Для них «церковь» и «община» своих единомышленников всегда тождественны. Подходишь к баптистскому молитвенному дому и читаешь, например, – «Церковь Голгофа», а в собственном смысле – это дом для собрания баптистской общины с названием «Голгофа».

Первое, что необходимо заметить, – слово «церковь» в нашем языке является иностранным, хоть и очень родным, «ославянившимся». Оно перешло в славянский язык от германского племени готов, которые приняли христианскую веру в IVв. Это германское племя тогда имело непродолжительное господство над племенами славян, еще не явившимися на сцену истории. Готское слово, обозначавшее «церковь», было подобно теперешнему немецкому Kirche и происходило от составного греческого слова kiriakon (кириакон), что значит «дом Господа», т.е. храм. Это и есть буквальный смысл нашего слова «церковь». Соответственно в славянском переводе притчи о мытаре и фарисее находим: «Человека два внидоша в церковь помолитися» (Лк.18,10) или об апостолах перед Пятидесятницей: «И бяху выну в церкви, хваляще и благословяще Бога» (Лк.24,53).

Но есть и другое значение этого слова, которое употребляется в православном Символе веры. Чтобы его определить, полезно заглянуть в греческий текст следующего апостольского стиха: «Сие пишу тебе (Тимофей)…чтобы…ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живого, столп и утверждение истины» (1Тим. 3,15). Тут находим: і?kos Theu? («и???кос Феу?» – дом Бога), сравним с і?kos Kiriu (дом Господа – церковь), и ecclesia (э?кклесиа) – Церковь Бога живого. Здесь нашим словом «церковь» переведено греческое слово ecclesia (э?кклесиа), которое имеет значение «собрания людей, нарочно вызванных для какого-либо дела». (Отметим, ради интереса, что в одном недавнем английском переводе Нового Завета греческое ecclesia передается – called-out people – McCord's Version). Вот второе значение слова «церковь». В церковном обиходе принято собрание верующих какого-либо храма называть словом «приход» или «община», а для обозначения всей совокупности православных христиан употреблять «Церковь» (с большой буквы) – Православная Церковь.

И так, церковь – это дом Божий – храм, здание, и Церковь – это собрание всех верующих. Если первое значение является общепринятым, то второе, хотя бы и также употребляемое, требует, однако, пояснения: как можно «верить» в Церковь? Ответ на этот вопрос находится в уже цитированных словах св. ап. Павла к Тимофею. Верить в Церковь, значит, верить, что она – столп и утверждение истины. Поскольку истина не может быть двоякой или разделенной в самой себе, то и Церковь Христова только одна единственная среди множества разделенных между собой исповеданий (или конфессий), именующих себя христианскими церквами. Истинная – только одна, в нее то каждый и верит. И для православных – это Церковь Православная, имеющая свое происхождение от самих апостолов.

Такие слова кому-то, конечно, не понравятся, покажутся не убедительными, мол, все это субъективно и проч. Однако, вот, что говорит Священное Писание о первых христианах: «И они постоянно пребывали в учении апостолов, в общении и преломлении хлеба и молитвах» (Деян. 2,42). Пребывание в учении апостольском, молитвенном общении и др. разве это не субъективное, личное дело каждого? Как мог дееписатель Лука говорить о первых верующих, что они пребывали в учении апостольском, не будучи убежден в этом на собственном опыте? Апостолы исповедали Христа Сыном Божиим – разве это только их субъективное мнение? Им последовали другие люди – опять предвзятость? Нет. Церковь стала той средой, в которой людские поколения познают Того же Христа, Которого знали апостолы, и каждый познает на своем личном опыте. Что этот опыт истинен свидетельствует его неизменность, не подвластность духу времени и историческая преемственность его от самих апостолов. Поэтому православный человек отмечает в день Пятидесятницы рождение той Церкви, к которой сам принадлежит.

<< назад | далее >>

В начало страницы На главную страницу Написать разработчикам: Ольге Черняк, Матвею Родову