На главную страницу На главную страницу  
На главную страницу На главную страницу
На главную страницу На главную страницу   На главную страницу
На главную страницу   На главную страницу
Untitled Document


Литургика

«Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко»

Свящ. Алексий Хотеев

Мы уже коснулись кратко порядка чтения библейских книг за богослужением. Для удобства чтения библейские книги соединены в три сборника: Евангелие, Апостол и Псалтирь. Эти чтения на каждой церковной службе меняются или чередуются в известном порядке. Но наш рассказ был бы неполон без упоминания о таких текстах Священного Писания, которые настолько вошли в состав православного богослужения, что совершенно слились с ним, стали неизменной его частью. Ведь Библия состоит не только из нравоучений, притч и исторических повествований, в ней имеются молитвы и хвалебные песни к Богу. Среди них есть такие, которые уже употреблялись на ветхозаветном богослужении в Иерусалимском храме и синагогах, и такие, которые находятся в книгах Нового Завета, ставшие уже отличительной чертой богослужения христианского. Действительно, невозможно представить себе наше богослужение без «Отче наш» (Мф.6,9-13) или «Богородице, Дево, радуйся» (ср. Лк. 1,42). То же можно сказать и о вдохновенной библейской молитве св. Симеона Богоприимца «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко».

В сороковой день после Рождества Христова, 2 февраля по церковному календарю и 15 февраля по гражданскому, совершается праздник Сретения Господня. Главное содержание этого церковного праздника – воспоминание встречи св. Симеона, благочестивого старца, с Младенцем Христом и Его Присноблаженной Материю, Девой Марией. От этой встречи происходит и само название торжества – «Сретение», что значит «Встреча». В Евангелии от Луки, где находится описание этого события, приводится замечательная благодарственная молитва св. Симеона по случаю его встречи со Спасителем мира. По-славянски она звучит так: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром: яко видесте очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языков и славу людей Твоих Израиля» (Лк. 2,29-32). Праведный Симеон узнал в Младенце Христе обещанного Богом Избавителя по той причине, что замечает евангелист, имел он в себе Духа Божия. За свою благочестивую жизнь он сподобился откровения, что не умрет пока своими глазами не увидит Христа. Эти обстоятельства объясняют нам его благодарственную молитву. «Теперь Ты отпускаешь меня, раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром. Потому что увидели глаза мои спасение всех людей, которое Ты приготовил, свет для просвещения язычников и славу народа израильского».

Начиная с III в. от Рождества Христова, эта молитва упоминается в составе вечернего христианского богослужения. В VII в. в последовании Вечерни палестинских монастырей (как читаем в известиях о св. Ниле Синайском) уже находим «Ныне отпущаеши» на привычном для нас месте вечерней службы: между стихирами и «Святый Боже». В одной рукописной Псалтири 862 г. молитва св. Симеона причисляется к другим библейским песням, таким как песнь Моисея (Исх. 15,1-19), Ионы (Иона 2,3-10) и проч. Последнее объясняет нам почему в древности «Ныне отпущаеши» читалось предстоятелем (епископом, священником, возглавляющим службу), а следующее за ним Трисвятое по Отче наш произносилось чтецом. Ведь библейские песни имеют характер пророческий, в связи с чем молитва прав. Симеона имеет особенную важность: это свидетельство о Спасителе, свидетельство, прозвучавшее еще прежде времени св. Иоанна Крестителя.

Вечернее богослужение, приготавливающее христиан к мирному отходу ко сну, не случайно содержит в себе молитву «Ныне отпущаеши». Молитва св. Симеона Богоприимца, который томился долгим ожиданием видеть Спасителя и преклонными летами, – это молитва радостного и умиротворенного сердца, приобретающего вечный покой. И мы вместе с этим благочестивым старцем дерзаем говорить о своей встрече со Христом, приводя в особенности на память общение с Ним в таинствах, во Святом Причащении на литургии и других. Просим и для себя такого же мирного настроения, а за порогом смерти и вечного покоя, которого сподобился блаженный Симеон: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко…»

«Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное»

С этих известных слов началась земная проповедь Господа Христа (Мф.4,17). Призыв к покаянию услышали также и свидетели первой апостольской проповеди в Иерусалиме (Деян.2,36). С особенным ударением звучит он и в церковном богослужении каждый год в начале Великого поста. Это хорошо чувствуется во время чтения Великого покаянного канона св. Андрея Критского. Великий канон читается на вечернем богослужении в течение первых четырех дней и также вечером в среду на пятой неделе поста (т.н. «Мариино стояние»).

Автор этого замечательного духовного произведения, состоящего из 250 покаянных воззваний, св. Андрей родом из Дамаска, с 14 летнего возраста подвизался в иерусалимском монастыре св. Саввы. В 679г. он вместе с другими представителями Иерусалимского патриарха был отправлен в Константинополь на VI Вселенский Собор. Через некоторое время св. Андрей снова приезжает в столицу Византийской империи, чтобы получить посвящение в сан диакона при знаменитом храме св. Софии. Спустя еще несколько лет он был найден достойным для рукоположения в сан архиепископа Критского. Почил св. Андрей в 713г.

«Начиная от книги Бытие, о душа моя, – восклицает песнописец (в 9 песне канона), – привожу тебе на память все праведное и неправедное из Священного Писания, явно, что второму ты подражала охотнее, чем первому». Эти слова поясняют нам, почему весь Великий канон соткан из образов Ветхого и Нового Завета, начиная от Адама и Евы и кончая апостольской проповедью. Библейские примеры со всей очевидностью обнаруживают добрые и злые человеческие поступки и являют образцы глубокого и истинного покаяния.

«Помилуй мя, Боже, помилуй мя», – припевает хор к каждому тропарю Великого канона, который читает священник. Все православные христиане знают важность этого молитвенного последования, и поэтому стараются быть в это время на службе. Храм наполнен тишиной и благоговейным трепетом. Слова канона звучат словно пророческий глас, словно завет седой древности: «Восстань душа и принеси Богу в покаянии слезы».

«Поревновав преступлению праотца Адама, нахожу себя нагим перед Богом, лишенным вечного Царства и небесной сладости из-за грехов моих» (ср. Быт.3,10).

«Подобно Еве страстные помыслы показывают мне сладкое, но на вкус это всегда горький плод» (ср. Быт.3,6).

«Грех обнажил меня от первой боготканной одежды и пошил мне одежды из кожи» (ср. Быт. 3,21). Как известно, Адам и Ева сначала ходили нагими и не стыдились (Быт.2,25). Но после грехопадения узнаем, что у первых людей появились кожаные одежды (Быт. 3,21). Так вкушение запретного плода, непослушание Богу лишило их нравственной чистоты, и они увидели себя нагими. Поскольку теперь внутреннее око души человеческой помрачилось худыми помыслами, то телесные одежды из шкур (жертвенных?) животных должны были в какой-то мере защитить ту первозданную нравственную чистоту, которая прежде словно «боготканная одежда» покрывала духовный облик человека.

«О душа, ты не подражала ни Сифу (Быт.4,25), ни Еносу (Быт.4,26), ни Еноху (Быт.5,24), ни Ною (Быт.6,9) и воистину явилась недостойной праведных жизни». Перед мысленным взором молящегося проходят также образы ветхозаветных патриархов Авраама, Исаака, Иакова и Иосифа, упоминается Мелхиседек – «священник Божий и царь уединенный». Их верность Богу противопоставляется в Библии идолопоклонству и развращенности окружающих народов, и в Великом каноне св. Андрея душа христианская призывается к деланию тех же добродетелей и предохранению от грехов.

«Душа, не будь как соляной столп, обратившись назад, – пусть устрашит тебя казнь Содома – спасайся ввысь, как в Сигор». В книге Бытие (19 глава) рассказывается о наказании развратных жителей городов Содома и Гоморры. Во время истребления этих городов жена Лота, племянника Авраама, обернулась вопреки запрету Господа и стала соляным столбом. Лот же и его две дочери спаслись в городе, находившемся неподалеку на горе и называвшемся Сигор.

Достоин примечания и такой тропарь из 4 песни покаянного канона (на церк. слав.): «Жены ми две разумей, деяние же и разум в зрении: Лию убо деяние, яко многочадную, Рахиль же разум, яко многотрудную – ибо кроме трудов, ни деяние, ни зрение, душе, исправится». Узнаем здесь размышление св. Андрея над известным эпизодом из жизни ветхозаветного патриарха Иакова, который полюбил Рахиль, младшую дочь своего родственника Лавана, но женился на ней только после того, как взял в жены старшую Лию и отработал корыстолюбивому тестю сначала 7 лет (за Лию), а затем еще 7 (за Рахиль – поэтому она названа в каноне «многотрудной») (Быт.29,30). Лия родила Иакову шесть сыновей и дочь (потому она – «многочадная»), а Рахиль – двоих сыновей. Итак, св. Андрей сравнивает две способности души (деятельность и разум) с двумя женами Иакова и добавляет, что без труда ни одна, ни вторая не станет совершенней («исправится»).

Упоминаются в каноне праведный Иов, пророк и боговидец Моисей, первосвященник Аарон. По ходу библейской истории св. Андрей вспоминает о том, как израильтяне роптали на Моисея в пустыне за то, что он вывел их из Египта, где они сидели у котлов с мясом и ели хлеб досыта (Исх.16,3). «Египетскую пищу предпочла более небесной, душа моя, так же, как в древности неразумные люди в пустыне». Как это созвучно евангельской притче о неразумном богаче, который раболепствовал земному благополучию и говорил себе: много добра у меня, буду есть, пить и веселиться (Лк.12,19). Подобны древним израильтянам и те, которые ленятся ходить в церковь и поститься, пренебрегая небесной пищей – Святым Причащением.

Приводятся на память примеры покаяния: Давид (2 Цар.12,9-23), Манассия (2Пар.33,1-13), ниневитяне (Ион.3,4-10). И далее по порядку времен беседуют с душой о покаянии цари и пророки Израиля.

Евангельское благовестие в каноне св. Андрея еще более располагает христианина к исправлению жизни. Сорокадневное пощение Христово есть вернейшее средство убеждения себя к посту. Крестом Господа как жезлом Моисеевым, рассекающим море Чермное, отгоняются прочь страсти греховные. Проповедник покаяния Предтеча Иоанн сравнивается со светильником, благодаря которому Бог обретает души, затерявшиеся в греховной тьме. Здесь же, в Великом каноне, совершенно уместны слова мытаря – «Боже, милостив буди мне грешному» (Лк.18,13), ханаанской женщины – «Помилуй мя, Сыне Давидов» (Мф.15,22), раскаявшегося разбойника – «Помяни мя, Господи во Царствии Твоем» (Лк.23,42).

Великий покаянный канон учит полагаться в своем спасении на милость Божию более чем на внешние дела благочестия, более чем на посты и молитвы. Мы не совершаем их достойно. Страсти тщеславия и гордости словно терния заглушают в сердце ростки добродетели. Смири себя – и благодать Божия коснется тебя во время великого праздника Воскресения Христова. Такое настроение создает церковный Устав, предлагающий чтение канона св. Андрея Критского в течение Великого поста.

<< назад | далее >>

В начало страницы На главную страницу Написать разработчикам: Ольге Черняк, Матвею Родову