|
Untitled Document
ТЕОЛОГИЯ / ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ
|
Свящ. Алексий Хотеев
|
Реформация в Беларуси XVI в.
и неохаризматические чаяния |
«Мои мысли – не ваши мысли,
ни ваши пути – Мои пути,
говорит Господь».
Ис. 55,8 |
|
30.05.06. священник Алексий Хотеев
[1] Станислав Акинчиц. Золотой век Беларуси. Хаб[аровск].2001.
[2] Там же. С.6.
[3] Там же. С. 124.
[4] J. Wallmann Kirchengeschichte
Deutschlands seit der Reformation. Tubingen.2000.S.1.
[5] О терминх «реформация» и «протестантство» – Lexikon der Kirchengeschichte. Freiburg-Basel-Wien..2001.B.2.S.1333-1345; 1357-1380.
[6] Тот же Тридентский собор издавал не только декреты против немецких
протестантов, но и проводил внутрицерковную реформу (H. Küng. Kleine Geschichte
der katholischen Kirche. Berlin.2002. S.180-185). О
терминах «контрреформация» и «католическая реформация» см. также Litak. S. Od Reformacji do Oswiecenia. Kosciol Katolicki w
Polsce nowozytnej. Lublin.
1994. S.11-12, в этой же книге литература
вопроса в разделе библиографии (S.221).
[7] Lexikon der Kirchengeschichte.
Freiburg-Basel-Wien..2001.B.1.S.482-484. Лютеранский учебник: Evangelium und Kirche. Frankfurt am
Main.1972. Band II. Heft 1.S.132
[8] В своем интервью газете «Звязда» (2003. №54) пастор Николай Бодрусев
назвал баптистов, пятидесятников адвентистов и проч. не преемниками М. Лютера,
а последователями анабаптистов, которых главный деятель немецкой реформации
называл не иначе как еретиками.
[9] С. Акинчиц пишет «беларусы» и «беларуский», вместо «белорусы» и
«белорусский», нарушая тем самым русскую орфографию. Известно, что написание
«Беларусь» касается только названия нашей страны и белорусского государства.
Поэтому при именовании народа и соответствующих прилагательных на русском языке
принято ориентироваться на современные орфографические словари русского языка.
[10] С. Акинчиц. Указ. Соч. С.31.
[11] Антонович ВБ. Монографии по истории Западной и Юго-Западной России.
Киев. 1885. Любавский М. К. Очерк истории Литовско-Русского государства до
Люблинской унии. М.,1910. Довнар-Запольский М.В. История Белоруссии. Мн.,2003.
[12] Напр.: Wolf-Dieter
Hauschild. Lehrbuch der Kirchen- und Dogmengeschichte.2000. Band 2. S.5.
[13] Православная энциклопедия. М.,2002. Т.IV «Афанасий-Бессмертие». С.495.
[14] Monumenta Reformationis
Polonicae et Lithuanicae. Zbiór pomników Reformacji
kościoła polskiego i litewskiego. Zabytki z wieku XVI-go. Staraniem
Synodu Jednoty Ewangielicko-Reformowanej Litewskiej:
Serja 1 zeszyt 1. Zabytki z wieku XVI-go. Wilno, 1911.
Serja IV zeszyt 2. Akta synodów prowincjonalnych Jednoty
Litewskiej 1611-1625. Wilno, 1915.
Serja VI zeszyt 1. Spis synodów i sesji prowincjonalnych Jednoty
Litewskiej 1611-1913. Wilno, 1913.
Serja X zeszyt 1. Akta, tho iest
sprawy Zboru krześciańskiego Wileńskiego, ktore sie poczęli
R.P. 1557 Miesiąca Decembra Dnia 14. Ze sprawą kxiędza Simona z
Prossowic, tego zboru superintendenta, Kaznodzieie Oświęconego
Kxiążęcia pana Mikołaia Radziwiła, Woiewody
Wileńskiego etc. W Brześciu Litewskim 1559. Wilno, 1913.
[15] Akta synodow roznowierczych w
Polsce. [ wyd. M. Sipayllo] T. 1-3. Warczawa 1966-1983.
[16] Augustyniak U. Testamenty
ewangelikow reformowanych w Wielkim Ksiestwe Litewkim. Warszawa. 1992.
[17] Relacje nuncjuszow
apostolskich i innych osob o Polsce od roku 1548 do 1690 (1-2)
Berlin-Poznan.1864.
[18] Joannes Calvins Lebenswerk in
seinen Briefen, hg.v. R. Schwarz, 3 Bde. 1961. Hartleb K. Kalwin a Polska.
Stosunek do krola i moznowladcow w swietle wzajemnej korespondencji. Lwow.
1912.
[19] Theiner A. Vetera Monumenta
Poloniae et Lethuaniae. T.2-3. Rzym 1863. Volumena Legum. T. I-II. Petersburg. 1859-1860.
Danilowicz Jg. Skarbec dyplomatow papiezskich, cesarskich, krolewskich. Wilno.
T.2. 1862. Акты Западной России. Т.I-III. СПб,
1846-1848. Акты Юго-Западной России. Т.I. СПб.,1863. и др.
[20] Произведения протестантских авторов XVIв. являются преимущественно достоянием библиотечных
отделов редкой книги. Конечно, есть подборки и переводы в различных антологиях
и сборниках. См. напр. сб. Из истории философской и общественно-политической
мысли Белоруссии. Избранные призведения XVI - нач.XIX в. Мн.,1962.
[21] Российская историческая библиотека. СПб., 1872. Т.IV.
[22] Российская историческая библиотека. СПб, 1914. Т.XXXI.
[23] Wengerscius A. Slavonia
reformata. Amsterdam.
1679. Lubieniecius St. Historia Reformationis Polonicae. Freistadii. 1685.
[24] Friese Ch. Bietrage zur
Reformationsgeschichte in Polen und Lithauen. Breslau,
1786. 2 Bde.
[25] Lukaszewicz J. Dzieje
kosciolow wyznania helweckiego w Litwie. T. 1-2. Poznan, 1842 – 1843.
[26] Макарий (Булгаков) митр. История Русской Церкви. М.,1996. Кн. V. С.180-188, 399 примеч. 327, 331.
[27] Bukowski J. Dzieje reformacyi
w Polsce. Krakow. T. 1-2. 1883-1886.
[28] Любович Н.Н. История Реформации в Польше. Кальвинисты и антитринитарии.
Варшава, 1883. Его же. Начало католической реакции и упадок реформации в Польше.
СПб.,1882. Его же. Несколько документов по истории реформации в Литве из
Ватиканской библиотеки. Варшава. 1914.
[29] Кареев Н. Очерк истории реформационного движения в Польше. СПб., 1886.
[30] Жукович П. Кардинал Гозий
и польская церковь его времени. СПб.,1882.
[31] Левицкий О. Социнианство в Польше и Юго-Западной Руси в XVI- XVII вв.//
Киевская старина, 1882. № 4-6.
[32] Довнар-Запольский М.В. В.Н. Тяпинский – переводчик евангелия на
белорусское наречие.// Известия отделения русского языка и словесности. Имп.
Академии наук. 1889. Т. IV, кн. 3.
[33] Плисс В. прот. Исторический очерк проникновения и распространения
реформации в Литве и Западной Руси. СПб.,1914. Его же.Симон Будный и его
сектантская и литераутрная деятельность в Литве и Западной Руси. //Христианское
чтение. 1914.
СПб. Ч.1,2.
[34] Brukner A. Roznowiercy polscy.
Szkice obyczajowe i literackie. Ser.1.Warszawa. 1905.
[35] Merczyng H. Zbory i
senatorowie protestanccy w dawnej Rzeczypospolitej. Warszawa 1904. Его же. Szymon Budny jako krytyk
tekstow biblijnych. Krakow.1913.
[36] Fox P. The Reformation in Poland// The Cambridge history of Poland. Cambridge. 1950. Kot. S. La Reforme dans le Grand
Duche// Institut de Philologie et d`Histoire Orientales et Slaves, 12,1953.
[37] Tazbir J. Propaganda
kontrreformaji wsrod chlopow inflanckich// Kwartallnik Historiczny. № 64. 1958 Его же. Stanislaw Lubieniecki
przywodca arianskiej emigracji. Warszawa. 1961. Его же. Panstwo bez stosow. Warszawa. 1967. Его же. Arianie w Bialymstoku i
okolicach.// Studia I materially do dziejow miasta Bialegostoku. Bialystok, 1968. № 1. и др. работы автора.
[38] Kosman M. Reformacja i
Kontrreformacja w Wielkim ksiestwie Litewskim w swiecie propogandy
wyznaniowej.Wroclaw, 1973. Его же.
Badania nad reformacją w Wielkim Księstwe Lietewskim (1919-1969)//
Odrodzenie i Reformacją w Polsce, 16,1971. Его же. Archiwalia do dziejow reformacji i kontr reformacji
w Wielkim Księstwe Lietewskim.// Archeon. 56, 1971.
[39] Более подробную информацию о польской литературе предмета см.: Litak. S. Od Reformacji do Oswiecenia. Kosciol Katolicki w
Polsce nowozytnej. Lublin.
1994. S.236-239. Historia Polski. Pod red. H. Lowmianskiego. Warszawa. 1958.
I,2. S.51-53. Также библиографию в соч. Kosman M. Reformacja
i Kontrreformacja w Wielkim ksiestwie Litewskim w swiecie propogandy wyznaniowej.Wroclaw,
1973. S. 3-21.
[40] Joergensen K.E.
Őkumenische Bestrebungen unter den polnischen Protestanten.
Copenhagen.1942. Schramm G. Der polnische Adel und die Reformation.1965
[41] Алексютовіч
М.А. Святло у цемры. З гісторыі свабодамыснасці і атэізма у Беларусі. Мн.,1960.
Подокшин С.А. Реформация и общественная мысль Белоруссии и Литвы. Мн., 1970.
Падокшын С.А. Філасофская думка эпохі адраджэння у Беларусі. Мн., 1990. Дорошевич Э.
Конон Вл. Очерк истории эстетической мысли Белоруссии. М.,1972. Сокол С. Социологическая
и политическая мысль в Белоруссии во второй половине XVI века. Мн, 1974.
[42] Дмитриев М.В. Православие и Реформация: реформационные движения на
восточнославянских землях Речи Посполитой во 2-й пол. XVI в. М.,1990.
[43] Пичета В.И. Белоруссия и Литва XV- XVI вв. М.,1961.
[44] Мак Дауэл С. Билайлз М. Освобождение народов. М..,1995.
[45] Канфесіі на Беларусі. Пад рэд. Навіцкага У. Мн., 1998.
[46] Пичета В.И. Указ. Соч. С.626-627.
[47] Там же.С.720.
[48] Там же. С. 698-714, 726-729.
[49] Там же. С.688.
[50] Там же. С.680-681.
[51] Цит. по: Из истории философской и общественно-политической мысли
Белоруссии. Указ. Соч. С.131.
[52] Цит. по: Пичета В. Указ. Соч. С.666.
[53] «Der Papst ist der Todfeind
der deutschen Nation, denn er vernichtet ihren Reichtum, ihre Freiheit und ihre
Ehre». J. Wallmann. Op. cit. S.3.
[54] Ibidem. S. 3.
[55] Evangelium und Kirche. Frankfurt am Main.1972. Band II. Heft 1.S.72
[56] Ibidem. S.72.
[57] J. Wallmann. Op. cit. S. 29.
[58] Критику юридического токования учения о спасении см.: Сергий
Страгородский, архиеп. Финдлянский. Православное учение о спасении. Казань,
1898.
[59] Piotr Skarga. O jednosci…
// Российская историческая библиотека. СПб., 1882. Т.VII. С.
226.
[60] С. Акничиц. Указ. Соч. С.24.
[61] Цит. по: Соловьев СМ. Сочинения. М.,1996. Кн. 20. С.195.
[62] См. напр. M. Chachaj.
Zagraniczna edukacja Radziwillow XVI-XVII. Lublin.1995.
[63] На этот счет имеется любопытное исследование: Hein L. Italienische Protestanten und ihr
Einfluss auf die Reformation in Polen.1974.
[64] С. Акничиц. Указ. Соч. С.42.
[65] Для ориентации во всем этом многообразии укажем несколько книг с
разбором литературы предмета. Пичета В.И. Указ сб. Скориниана С.731-788.
Немировский Е.Л. Франциск Скорина. Мн.,1990. С.9-77. Галенчанка Г.Я. Францыск
Скарына - беларускі і усходнеславянскі першадрукар. Мн.,1993. С.8-36.
[66] Немировский Е.Л. Указ. Соч. С.162.
[67] Там же. С. 158.
[68] Пичета В.И. Указ. Соч. С.743.
[69] Уляхин Михаил, прот. Полная биография Георгия Скорины. Полоцк.1994г.
автореферат.
[70] О перекрещивании православных писал великий князь Иван III литовскому государю Александру: «Сколько велел
поставить римских божниц в русских городах, в Полоцке и в других местах? Жен от
мужей и детей от отцов с имением отнимают да сами крестят в римский закон».
Цит. по: Соловьев С.М. История России // Сочинения. М.,1989. Кн. 3. С.114
[71] Макарий (Булгаков) митр. Указ. Соч. С. 176.
[72] Немировский Е.Л. Указ. Соч. С. 332-348, 423. См. также: Галенчанка
Г.Я. Указ. Соч. С. С.126-129, 143. Пичета В.И. Указ. Соч. С. С.668.
[73] Немировский Е.Л. Указ. Соч. С. 304. Ср.: Словарь книжников и книжности
Древней Руси (под ред. Д.С. Лихачева). Лен., 1988. Ч.1. С.392.
[74] Немировский Е.Л. Указ. Соч. С. 472. Ср. Словарь книжников… С. 391.
[75] Станислав Акинчиц. Указ. Соч. С. 42-49.
[76] Немировский Е.Л. Указ. Соч. С. 488.
[77] Галенчанка Г.Я. Указ. Соч. С.209.
[78] Пичета В.И. Указ. Соч. С. 708.
[79] Немировский Е.Л. Указ. Соч. С.492-498.
[80] Тяпинский В. Предисловие (к Евангелию) // Из истории философской и
общественно-политической мысли Белоруссии. Избранные призведения XVI - нач.XIX в. Мн., 1962.
С.88.
[81] Там же. С. 488. Библиография.
[82] Lukaszewicz J. Op. cit. Cz.
II. S. 251-265.
[83] Станислав Акинчиц. Указ. Соч. С. 71.
[84] См. напр. Хрэстаматыя па гісторыі беларускай мовы. Мн.,1961. С.165-173.
[85] О начале протестантства в Вильно см.: Хрестоматия по истории Западной
России (сост. А. Турцевич). Вильна, 1892. С.364-373.
[86] На рус. яз. имеется его популярный очерк жизни и деятельности:
Порозовская Б.Д. Иоганн Кальвин. СПб.,1899.
[87] В Historia Polski.
Pod red. H. Lowmianskiego. Warszawa. 1958. I,2. S.287 можно увидеть характерный символ социнианства: медаль, на одной
стороне которой изображен Христос, а на другой по-еврейски надпись «Человек
Иисус – Мессия Царства мира». Симон Будный в комментариях к переводу Нового
завета называет Христа сыном Иосифа: «Видя извращение, закравшееся в Писание, я
не могу его терпеть и считать господа Христа мнимым сыном Иосифа ,а Иосифа
мнимым отцом. Я это считаю ошибкой и буду считать до тех пор, пока мне кто-либо
не представит лучших доказательств» (Из истории философской и
общественно-политической мысли Белоруссии. Избранные призведения XVI - нач.XIX в. Мн., 1962.
С. 60).
[88] Kosman M. Op. cit. S. 52.
[89] Ibidem. S. 53.
[90] Пичета В.И. Указ. Соч. С.680.
[91] Kosman M. Op. cit. S. 53.
[92] Ibidem. S. 47-48,
133-134.
[93] Петр Скарга. Берестейский собор и оборона его. // Российская
историческая библиотека. СПб., 1882. Т.VII. Кн. 2. Стб. 950-951.
[94] Из истории философской и общественно-политической мысли Белоруссии.
Избранные призведения… С.78.
[95] Станислав Акинчиц. Указ. Соч. С. 74-75.
[96] Kosman M. Op. cit. S. 53
[97] Согласно Литовскому Статуту 1529 г. каждый шляхтич обязывался воинской
службой (раздел 2 Статута). С 8 крестьянских хозяйств выставлялся один всадник.
Попис литовского войска 1567
г. содержит
следующее число воинов от Новгородского воеводства: 1083 всадника, 143
драба (пеших воина) и 43 пеших шляхтича. В это количество входили воины не
только с имений шляхты, но и от горожан. Воевода новогрудский Павел Сапега
выставлял от своих имений 120 всадников и 124 пеших воина. Беспоместные
шляхтичи могли также выступать в качестве воинов под хоругвями знатных панов
литовских, чьи имения находились в том же Новогрудском воеводстве (напр.
Радзивиллы). См. Белоруссия в эпоху феодализма. Мн., 1959. Т.1. С.143-148.
[98] Lowmianski H. Rys historyczny
wojewodztwa Nowogrodskiego. Wilno. 1935. S.95.
[99] Kosman M. Op. cit. S. 52-53. Плисс В. прот. Исторический очерк
проникновения и распространения реформации в Литве и Западной Руси. СПб.,1914.
С.30-32. Любович Н.Н. Несколько документов по истории реформации в Литве из
Ватиканской библиотеки. Варшава. 1914. С. 2.
[100] Litak. S. Op. cit.
S. 49-53.
[101] Kosman M. Op. cit.
S. 92.
[102] Цит. по: Харлампович К. Западнорусские православные
школы XVI и начала XVII века,
отношение их к инославным. Казань, 1898. С.151. Прмеч. 3.
[103] Цит. по: Соловьев СМ. Сочинения. М.,1989. Кн. 4. С.157.
[104] Kosman M. Op. cit.
S. 87.
[105] Ibidem. S.59.
[106] Харлампович К. Указ. Соч. С.176.
[107] См. Киприанович Г.Я. Исторический очерк Православия,
Католичества и Унии в Белоруссии и Литве Вильно, 1899. С.61.
[108] Станислав Акинчиц. Указ. Соч. С.26; 52; 103-104.
[109] Der Protestantismus
war die Fremdreligion einer kleinen Minoritat und eine Episode in der polnishen
Kirchengeshichte. Wolf-Dieter Hauschild. Lehrbuch der Kirchen- und
Dogmengeschichte.2000. Band 2.S.253.
|