На главную страницу На главную страницу  
На главную страницу На главную страницу
На главную страницу На главную страницу   На главную страницу
На главную страницу   На главную страницу
Untitled Document
ТЕОЛОГИЯ / ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ

Свящ. Алексий Хотеев

Реформация в Беларуси XVI в. и неохаризматические чаяния

«Мои мысли – не ваши мысли,
ни ваши пути – Мои пути,
говорит Господь».

Ис. 55,8

30.05.06.  священник Алексий Хотеев



[1] Станислав Акинчиц. Золотой век Беларуси. Хаб[аровск].2001.

[2] Там же. С.6.

[3] Там же. С. 124.

[4] J. Wallmann Kirchengeschichte Deutschlands seit der Reformation. Tubingen.2000.S.1.

[5] О терминх «реформация» и «протестантство» – Lexikon der Kirchengeschichte. Freiburg-Basel-Wien..2001.B.2.S.1333-1345; 1357-1380.

[6] Тот же Тридентский собор издавал не только декреты против немецких протестантов, но и проводил внутрицерковную реформу (H. Küng. Kleine Geschichte der katholischen Kirche. Berlin.2002. S.180-185). О терминах «контрреформация» и «католическая реформация» см. также Litak. S. Od Reformacji do Oswiecenia. Kosciol Katolicki w Polsce nowozytnej. Lublin. 1994. S.11-12, в этой же книге литература вопроса в разделе библиографии (S.221).

[7] Lexikon der Kirchengeschichte. Freiburg-Basel-Wien..2001.B.1.S.482-484. Лютеранский учебник: Evangelium und Kirche. Frankfurt am Main.1972. Band II. Heft 1.S.132

[8] В своем интервью газете «Звязда» (2003. №54) пастор Николай Бодрусев назвал баптистов, пятидесятников адвентистов и проч. не преемниками М. Лютера, а последователями анабаптистов, которых главный деятель немецкой реформации называл не иначе как еретиками.

[9] С. Акинчиц пишет «беларусы» и «беларуский», вместо «белорусы» и «белорусский», нарушая тем самым русскую орфографию. Известно, что написание «Беларусь» касается только названия нашей страны и белорусского государства. Поэтому при именовании народа и соответствующих прилагательных на русском языке принято ориентироваться на современные орфографические словари русского языка.

[10] С. Акинчиц. Указ. Соч. С.31.

[11] Антонович ВБ. Монографии по истории Западной и Юго-Западной России. Киев. 1885. Любавский М. К. Очерк истории Литовско-Русского государства до Люблинской унии. М.,1910. Довнар-Запольский М.В. История Белоруссии. Мн.,2003.

[12] Напр.: Wolf-Dieter Hauschild. Lehrbuch der Kirchen- und Dogmengeschichte.2000. Band 2. S.5.

[13] Православная энциклопедия. М.,2002. Т.IV «Афанасий-Бессмертие». С.495.

[14] Monumenta Reformationis Polonicae et Lithuanicae. Zbiór pomników Reformacji kościoła polskiego i litewskiego. Zabytki z wieku XVI-go. Staraniem Synodu Jednoty Ewangielicko-Reformowanej Litewskiej:

Serja 1 zeszyt 1. Zabytki z wieku XVI-go. Wilno, 1911.

Serja IV zeszyt 2. Akta synodów prowincjonalnych Jednoty Litewskiej 1611-1625. Wilno, 1915.

Serja VI zeszyt 1. Spis synodów i sesji prowincjonalnych Jednoty Litewskiej 1611-1913. Wilno, 1913.

 Serja X zeszyt 1. Akta, tho iest sprawy Zboru krześciańskiego Wileńskiego, ktore sie poczęli R.P. 1557 Miesiąca Decembra Dnia 14. Ze sprawą kxiędza Simona z Prossowic, tego zboru superintendenta, Kaznodzieie Oświęconego Kxiążęcia pana Mikołaia Radziwiła, Woiewody Wileńskiego etc. W Brześciu Litewskim 1559. Wilno, 1913.

[15] Akta synodow roznowierczych w Polsce. [ wyd. M. Sipayllo] T. 1-3. Warczawa 1966-1983.

[16] Augustyniak U. Testamenty ewangelikow reformowanych w Wielkim Ksiestwe Litewkim. Warszawa. 1992.

[17] Relacje nuncjuszow apostolskich i innych osob o Polsce od roku 1548 do 1690 (1-2) Berlin-Poznan.1864.

[18] Joannes Calvins Lebenswerk in seinen Briefen, hg.v. R. Schwarz, 3 Bde. 1961. Hartleb K. Kalwin a Polska. Stosunek do krola i moznowladcow w swietle wzajemnej korespondencji. Lwow. 1912.

[19] Theiner A. Vetera Monumenta Poloniae et Lethuaniae. T.2-3. Rzym 1863. Volumena Legum. T. I-II. Petersburg. 1859-1860. Danilowicz Jg. Skarbec dyplomatow papiezskich, cesarskich, krolewskich. Wilno. T.2. 1862. Акты Западной России. Т.I-III. СПб, 1846-1848. Акты Юго-Западной России. Т.I. СПб.,1863. и др.

[20] Произведения протестантских авторов XVIв. являются преимущественно достоянием библиотечных отделов редкой книги. Конечно, есть подборки и переводы в различных антологиях и сборниках. См. напр. сб. Из истории философской и общественно-политической мысли Белоруссии. Избранные призведения XVI - нач.XIX в. Мн.,1962.

[21] Российская историческая библиотека. СПб., 1872. Т.IV.

[22] Российская историческая библиотека. СПб, 1914. Т.XXXI.

[23] Wengerscius A. Slavonia reformata. Amsterdam. 1679. Lubieniecius St. Historia Reformationis Polonicae. Freistadii. 1685.

[24] Friese Ch. Bietrage zur Reformationsgeschichte in Polen und Lithauen. Breslau, 1786. 2 Bde.

[25] Lukaszewicz J. Dzieje kosciolow wyznania helweckiego w Litwie. T. 1-2. Poznan, 1842 – 1843.

[26] Макарий (Булгаков) митр. История Русской Церкви. М.,1996. Кн. V. С.180-188, 399 примеч. 327, 331.

[27] Bukowski J. Dzieje reformacyi w Polsce. Krakow. T. 1-2. 1883-1886.

[28] Любович Н.Н. История Реформации в Польше. Кальвинисты и антитринитарии. Варшава, 1883. Его же. Начало католической реакции и упадок реформации в Польше. СПб.,1882. Его же. Несколько документов по истории реформации в Литве из Ватиканской библиотеки. Варшава. 1914.

[29] Кареев Н. Очерк истории реформационного движения в Польше. СПб., 1886.

[30] Жукович П. Кардинал Гозий и польская церковь его времени. СПб.,1882.

[31] Левицкий О. Социнианство в Польше и Юго-Западной Руси в XVI- XVII вв.// Киевская старина, 1882. № 4-6.

[32] Довнар-Запольский М.В. В.Н. Тяпинский – переводчик евангелия на белорусское наречие.// Известия отделения русского языка и словесности. Имп. Академии наук. 1889. Т. IV, кн. 3.

[33] Плисс В. прот. Исторический очерк проникновения и распространения реформации в Литве и Западной Руси. СПб.,1914. Его же.Симон Будный и его сектантская и литераутрная деятельность в Литве и Западной Руси. //Христианское чтение. 1914. СПб. Ч.1,2.

[34] Brukner A. Roznowiercy polscy. Szkice obyczajowe i literackie. Ser.1.Warszawa. 1905.

[35] Merczyng H. Zbory i senatorowie protestanccy w dawnej Rzeczypospolitej. Warszawa 1904. Его же. Szymon Budny jako krytyk tekstow biblijnych. Krakow.1913.

[36] Fox P. The Reformation in Poland// The Cambridge history of Poland. Cambridge. 1950. Kot. S. La Reforme dans le Grand Duche// Institut de Philologie et d`Histoire Orientales et Slaves, 12,1953.

[37] Tazbir J. Propaganda kontrreformaji wsrod chlopow inflanckich// Kwartallnik Historiczny. № 64. 1958 Его же. Stanislaw Lubieniecki przywodca arianskiej emigracji. Warszawa. 1961. Его же. Panstwo bez stosow. Warszawa. 1967. Его же. Arianie w Bialymstoku i okolicach.// Studia I materially do dziejow miasta Bialegostoku. Bialystok, 1968. № 1. и др. работы автора.

[38] Kosman M. Reformacja i Kontrreformacja w Wielkim ksiestwie Litewskim w swiecie propogandy wyznaniowej.Wroclaw, 1973. Его же. Badania nad reformacją w Wielkim Księstwe Lietewskim (1919-1969)// Odrodzenie i Reformacją w Polsce, 16,1971. Его же. Archiwalia do dziejow reformacji i kontr reformacji w Wielkim Księstwe Lietewskim.// Archeon. 56, 1971.

[39] Более подробную информацию о польской литературе предмета см.: Litak. S. Od Reformacji do Oswiecenia. Kosciol Katolicki w Polsce nowozytnej. Lublin. 1994. S.236-239. Historia Polski. Pod red. H. Lowmianskiego. Warszawa. 1958. I,2. S.51-53. Также библиографию в соч. Kosman M. Reformacja i Kontrreformacja w Wielkim ksiestwie Litewskim w swiecie propogandy wyznaniowej.Wroclaw, 1973. S. 3-21.

[40] Joergensen K.E. Őkumenische Bestrebungen unter den polnischen Protestanten. Copenhagen.1942. Schramm G. Der polnische Adel und die Reformation.1965

[41] Алексютовіч М.А. Святло у цемры. З гісторыі свабодамыснасці і атэізма у Беларусі. Мн.,1960. Подокшин С.А. Реформация и общественная мысль Белоруссии и Литвы. Мн., 1970. Падокшын С.А. Філасофская думка эпохі адраджэння у Беларусі. Мн., 1990. Дорошевич  Э. Конон Вл. Очерк истории эстетической мысли Белоруссии. М.,1972. Сокол С. Социологическая и политическая мысль в Белоруссии во второй половине XVI века. Мн, 1974.

[42] Дмитриев М.В. Православие и Реформация: реформационные движения на восточнославянских землях Речи Посполитой во 2-й пол. XVI в. М.,1990.

[43] Пичета В.И. Белоруссия и Литва XV- XVI вв. М.,1961.

[44] Мак Дауэл С. Билайлз М. Освобождение народов. М..,1995.

[45] Канфесіі на Беларусі. Пад рэд. Навіцкага У. Мн., 1998.

[46] Пичета В.И. Указ. Соч. С.626-627.

[47] Там же.С.720.

[48] Там же. С. 698-714, 726-729.

[49] Там же. С.688.

[50] Там же. С.680-681.

[51] Цит. по: Из истории философской и общественно-политической мысли Белоруссии. Указ. Соч. С.131.

[52] Цит. по: Пичета В. Указ. Соч. С.666.

[53] «Der Papst ist der Todfeind der deutschen Nation, denn er vernichtet ihren Reichtum, ihre Freiheit und ihre Ehre». J. Wallmann. Op. cit. S.3.

[54] Ibidem. S. 3.

[55] Evangelium und Kirche. Frankfurt am Main.1972. Band II. Heft 1.S.72

[56] Ibidem. S.72.

[57] J. Wallmann. Op. cit. S. 29.

[58] Критику юридического токования учения о спасении см.: Сергий Страгородский, архиеп. Финдлянский. Православное учение о спасении. Казань, 1898.

[59] Piotr Skarga. O jednosci… // Российская историческая библиотека. СПб., 1882. Т.VII. С. 226.

[60] С. Акничиц. Указ. Соч. С.24.

[61] Цит. по: Соловьев СМ. Сочинения. М.,1996. Кн. 20. С.195.

[62] См. напр. M. Chachaj. Zagraniczna edukacja Radziwillow XVI-XVII. Lublin.1995.

[63] На этот счет имеется любопытное исследование: Hein L. Italienische Protestanten und ihr Einfluss auf die Reformation in Polen.1974.

[64] С. Акничиц. Указ. Соч. С.42.

[65] Для ориентации во всем этом многообразии укажем несколько книг с разбором литературы предмета. Пичета В.И. Указ сб. Скориниана С.731-788. Немировский Е.Л. Франциск Скорина. Мн.,1990. С.9-77. Галенчанка Г.Я. Францыск Скарына - беларускі і усходнеславянскі першадрукар. Мн.,1993. С.8-36.

[66] Немировский Е.Л. Указ. Соч. С.162.

[67] Там же. С. 158.

[68] Пичета В.И. Указ. Соч. С.743.

[69] Уляхин Михаил, прот. Полная биография Георгия Скорины. Полоцк.1994г. автореферат.

[70] О перекрещивании православных писал великий князь Иван III литовскому государю Александру: «Сколько велел поставить римских божниц в русских городах, в Полоцке и в других местах? Жен от мужей и детей от отцов с имением отнимают да сами крестят в римский закон». Цит. по: Соловьев С.М. История России // Сочинения. М.,1989. Кн. 3. С.114

[71] Макарий (Булгаков) митр. Указ. Соч. С. 176.

[72] Немировский Е.Л. Указ. Соч. С. 332-348, 423. См. также: Галенчанка Г.Я. Указ. Соч. С. С.126-129, 143. Пичета В.И. Указ. Соч. С. С.668.

[73] Немировский Е.Л. Указ. Соч. С. 304. Ср.: Словарь книжников и книжности Древней Руси (под ред. Д.С. Лихачева). Лен., 1988. Ч.1. С.392.

[74] Немировский Е.Л. Указ. Соч. С. 472. Ср. Словарь книжников… С. 391.

[75] Станислав Акинчиц. Указ. Соч. С. 42-49.

[76] Немировский Е.Л. Указ. Соч. С. 488.

[77] Галенчанка Г.Я. Указ. Соч. С.209.

[78] Пичета В.И. Указ. Соч. С. 708.

[79] Немировский Е.Л. Указ. Соч. С.492-498.

[80] Тяпинский В. Предисловие (к Евангелию) // Из истории философской и общественно-политической мысли Белоруссии. Избранные призведения XVI - нач.XIX в. Мн., 1962. С.88.

[81] Там же. С. 488. Библиография.

[82] Lukaszewicz J. Op. cit. Cz. II. S. 251-265.

[83] Станислав Акинчиц. Указ. Соч. С. 71.

[84] См. напр. Хрэстаматыя па гісторыі беларускай мовы. Мн.,1961. С.165-173.

[85] О начале протестантства в Вильно см.: Хрестоматия по истории Западной России (сост. А. Турцевич). Вильна, 1892. С.364-373.

[86] На рус. яз. имеется его популярный очерк жизни и деятельности: Порозовская Б.Д. Иоганн Кальвин. СПб.,1899.

[87] В Historia Polski. Pod red. H. Lowmianskiego. Warszawa. 1958. I,2. S.287 можно увидеть характерный символ социнианства: медаль, на одной стороне которой изображен Христос, а на другой по-еврейски надпись «Человек Иисус – Мессия Царства мира». Симон Будный в комментариях к переводу Нового завета называет Христа сыном Иосифа: «Видя извращение, закравшееся в Писание, я не могу его терпеть и считать господа Христа мнимым сыном Иосифа ,а Иосифа мнимым отцом. Я это считаю ошибкой и буду считать до тех пор, пока мне кто-либо не представит лучших доказательств» (Из истории философской и общественно-политической мысли Белоруссии. Избранные призведения XVI - нач.XIX в. Мн., 1962. С. 60).

[88] Kosman M. Op. cit. S. 52.

[89] Ibidem. S. 53.

[90] Пичета В.И. Указ. Соч. С.680.

[91] Kosman M. Op. cit. S. 53.

[92] Ibidem. S. 47-48, 133-134.

[93] Петр Скарга. Берестейский собор и оборона его. // Российская историческая библиотека. СПб., 1882. Т.VII. Кн. 2. Стб. 950-951.

[94] Из истории философской и общественно-политической мысли Белоруссии. Избранные призведения… С.78.

[95] Станислав Акинчиц. Указ. Соч. С. 74-75.

[96] Kosman M. Op. cit. S. 53

[97] Согласно Литовскому Статуту 1529 г. каждый шляхтич обязывался воинской службой (раздел 2 Статута). С 8 крестьянских хозяйств выставлялся один всадник. Попис литовского войска 1567 г. содержит  следующее число воинов от Новгородского воеводства: 1083 всадника, 143 драба (пеших воина) и 43 пеших шляхтича. В это количество входили воины не только с имений шляхты, но и от горожан. Воевода новогрудский Павел Сапега выставлял от своих имений 120 всадников и 124 пеших воина. Беспоместные шляхтичи могли также выступать в качестве воинов под хоругвями знатных панов литовских, чьи имения находились в том же Новогрудском воеводстве (напр. Радзивиллы). См. Белоруссия в эпоху феодализма. Мн., 1959. Т.1. С.143-148.

[98] Lowmianski H. Rys historyczny wojewodztwa Nowogrodskiego. Wilno. 1935. S.95.

[99] Kosman M. Op. cit. S. 52-53. Плисс В. прот. Исторический очерк проникновения и распространения реформации в Литве и Западной Руси. СПб.,1914. С.30-32. Любович Н.Н. Несколько документов по истории реформации в Литве из Ватиканской библиотеки. Варшава. 1914. С. 2.

[100] Litak. S. Op. cit. S. 49-53.

[101] Kosman M. Op. cit. S. 92.

[102] Цит. по: Харлампович К. Западнорусские православные школы XVI и начала XVII века, отношение их к инославным. Казань, 1898. С.151. Прмеч. 3.

[103] Цит. по: Соловьев СМ. Сочинения. М.,1989. Кн. 4. С.157.

[104] Kosman M. Op. cit. S. 87.

[105] Ibidem. S.59.

[106] Харлампович К. Указ. Соч. С.176.

[107] См. Киприанович Г.Я. Исторический очерк Православия, Католичества и Унии в Белоруссии и Литве Вильно, 1899. С.61.

[108] Станислав Акинчиц. Указ. Соч. С.26; 52; 103-104.

[109] Der Protestantismus war die Fremdreligion einer kleinen Minoritat und eine Episode in der polnishen Kirchengeshichte. Wolf-Dieter Hauschild. Lehrbuch der Kirchen- und Dogmengeschichte.2000. Band 2.S.253.

В начало страницы На главную страницу Написать разработчикам: Ольге Черняк, Матвею Родову