На главную страницу На главную страницу  
На главную страницу На главную страницу
На главную страницу На главную страницу   На главную страницу
На главную страницу   На главную страницу


ИСКУССТВА / ИКОНОПИСЬ

<< предыдущая | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8

ИКОНОПИСЬ БЕЛАРУСИ
XX - XXI ВЕКА

Раздел знакомит с современной Белорусской православной иконой конца XX - начала XXI века. Показаны основные направления иконописи различных епархий Белорусской православной церкви, а также использованы материалы прошедшей с 13 января по 18 марта 2004 г.Рождественской выставки "Иконопись Беларуси XXI века".

овременная икона, которую мы видим на выставке, открывает нам икону не только как явление прошлого, но она перед нами открывается как настоящее. Выставка - начало настоящего и серьёзного проникновения в духовный смысл древней иконы. Я имею ввиду не иконописцев, а тех, кто приходит и созерцает икону. Уместны слова Леонида

Св. Серафим Саровский. Доска, темпера, позолота, 97 х 44,5. Иконописец А.Н.Кресс. Минская епархия,
г. Минск.

Успенского, который на рубеже XX века, глядя на икону, с которой сняли иногда неумелые и непрофессиональные поновления и записи, сказал: "Начинается проникновение в тот духовный смысл древней иконы... она воспринимается уже не как только художественная или культурная ценность, но как художественное откровение духовного опыта, т.е. выражаясь словами князя Трубецкого, умозрения в красках". В этом смысле, мне думается, что выставка современной иконы говорит прежде всего о том, что проникнуть сегодня, вникнуть в суть догмата иконопочитания, это значит осмыслить и саму икону не только как предмет молитвы и украшения храма, это значит осмыслить её созвучие современному человеку, свидетельство духовного опыта, передаваемого из глубины Православия.
К сожалению, ещё сегодня мы сталкиваемся в понимании иконы с теми наслоениями, которые ей вынесла наука. Ведь не так давно мы были свидетелями того, как наукой иконе был вынесен приговор: иконопись - продукт средневековья с её отжившим мировоззрением, кончилась в 17 веке. Исчезла средневековая культура и вместе с ней ушла в прошлое и икона. К сожалению, даже сегодня от некоторых искусствоведов, критиков приходится слышать эту позицию, которая вопреки очевидности является основой и некоторых заключений о современной иконе. И при этом очень курьёзно, что новое мировоззрение считается другим, ломающим отжитое старое, а новое искусство, порождённое этим мировоззрением непонятным образом считается развитием старого, из которого оно якобы исходит. Свободная от церковных догматов наука, вводя икону в поток общемирового искусства, закрепила её творчество за областью культуры и попыталась оторвать её от Церкви. В век просвещения и Церковь поддалась этому внушению, что художетвенное

Икона Божией Матери "Владимирская". Доска, темпера, позолота, 101,5 х 65. Иконописец А.В.Косиков. Минская епархия, г. Минск.

творчество не её стихия и на каком-то этапе своей духовной жизни покорно с этим согласилась, предав искусство светской культуре. И результат этого мы видим в истории развития иконописания в Церкви. И здесь есть только один аргумент: на протяжении многих веков, сложного периода икона тем не менее выжила и продолжает жить и конечно не из-за приверженности к средневековой культуре, а продолжает жить как выражение веры.
Возрождение иконы есть жизненная необходимость нашего времени, потому что как бы ни были ценны работы, приведшие в своё время к открытию иконы, то, что в ней открывается, оживает только в своём жизненном осуществлении. И в Церкви всё обновляется, обновляются и иконы. Церковь вовсе не ищет защиты старых форм как таковых, не противопоставляет их новым формам как таковым, церковное понимание искусства было, есть и будет одно - реализм, это значит, что Церковь как столп и утверждение истины требует только одного - Истины. Икона не только может и должна быть новой. Ведь мы с вами различаем иконы разных эпох, потому что они в своё время были новыми, но новая икона, которая находится и на выставке, должна быть выражением той же истины.
овременное возрождение иконы это не есть некий анахронизм, не привязанность к прошлому или фольклору, это не ещё одна попытка возродить икону в мастерской художника, это прежде всего возрождение Православия, возврат к подлинной художественной передаче святоотеческого опыта" (Успенский). А верность преданию не есть верность старине, а живая связь с полнотой церковной жизни. Откровение, которое мы видим в иконе, обращённое к человеку, дано Церкви и Церковью осуществляется. Она и есть наша современная икона, откровение миру."

Господь Вседержитель. Доска, темпера, 26 х 20. Иконописец С.Поздеева. Новогрудская епархия,
г. Слоним.

Спас Нерукотворный. Доска, темпера, 28 х 21. Иконописец О.Гилевская. Новогрудская епархия, г. Слоним.

Св. Серафим Саровский. Доска, темпера, позолота, 36 х 30. Иконописец О.И.Хомутов. Минская епархия, г. Минск.

Икона Божией Матери "Умиление". Доска, темпера, 41 х 32. Иконописец В.Кисель. Новогрудская епархия,
г. Слоним.

Икона Юожией Матери "Всеблаженная". Доска, темпера, позолота, 26 х 18. Иконописец Т.Талатай. Новогрудская епархия,
г. Слоним.

Св. царственные мученики. Доска, темпера, позолота, 40 х 30. Иконописец Т.В.Самкова. Минская епархия,
г. Минск.

Св. царь-мученик Николай. Доска, темпера, 40 х 34,5. Иконописец О.Е.Белоголов. Могилевская епархия,
г. Могилев.

Св. Андрей Рублев. Доска, темпера, позолота, 22 х 16. Иконописец Т.Талатай. Новогрудская епархия,
г. Слоним.

Св. Георгий, архиепископ Могилевский и Белорусский. Доска, темпера, 37,8 х 29. Иконописец О.Е.Белоголов. Могилевская епархия,
г. Могилев.

Богоматерь Страстная. Доска, темпера, позолота, 122,5 х 62. Иконописец В.Л.Довнар. Минская епархия, г. Минск.

Спас Вседержитель. Доска, темпера, позолота,123 х 62. Иконописец В.Л.Довнар. Минская епархия,
г. Минск.

Св. Евфросиния Полоцкая. Доска, темпера, позолота, 100,5 х 42. Иконописная мастерская Гродненской епархии, г. Гродно.

<< предыдущая | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8

 
В начало страницы На главную страницу Написать разработчикам: Ольге Черняк, Матвею Родову