На главную страницу На главную страницу  
На главную страницу На главную страницу
На главную страницу На главную страницу   На главную страницу
На главную страницу   На главную страницу


ИСКУССТВА

<< предыдущая | 1 | 2 | 3 | 4

ПОРТРЕТНАЯ ГАЛЕРЕЯ

Интерьер - тем более, если это обширный парадный холл - должен быть не только эстетически привлекателен, но и отличаться соответствующим ему содержанием. Поэтому в здании центра просвещения, где помещается и Воскресная школа, и Минское духовное училище, и школа катехизаторов, размещена портретная галерея верных тружеников на ниве Христовой и святых новомучеников, прославленных Белорусской Православной Церковью решением Святого Синода от 12 декабря 1999 года.

Идея создания таких портретов родилась в 1996 году, когда газета "Церковное слово" стала регулярно публиковать материалы историка и священника Федора Кривоноса, который в течение длительного времени исследовал архивы НКВД, отыскивая в них документы о священнослужителях, репрессированных в 20-30-е годы прошедшего века. Таким образом, по крупицам восстанавливались жития новомучеников Минской епархии. Документы - протоколы допросов, показания свидетелей, письма и записки, приговоры, основанные на ложных обвинениях - все это впервые высветило вопиющие факты, Каждое, восстановленное отцом Федором житие, при простоте и даже документальной сухости изложения, является величественным эпосом о подвиге любви к истязаемой безбожием Родине и страдающей Церкви.

Среди новомучеников более всего тех, кто был репрессирован, расстрелян или замучен в лагерях в 30-е годы, особенно - в известном 1937-ом. Эти репрессии обычно называют "сталинскими". Но не менее жестокими и беспощадными были репрессии начиная с 1918 и в начале 20-х годов, которые можно назвать "ленинскими", ибо "великий вождь"и его ближайшие соратники не раз высказывали лютую ненависть к Православной Церкви, а истребление православного народа /не только духовенства от скромного псаломщика до высокого иерарха/ велось столь массово, что каратели из ЧК не затрудняли себя ведением какой-либо документации. Поэтому тем более ценной представляется, например, публикация об отце Константине Жданове из Шарковщины, который был заживо закопан в 1918 году, а женщины, которые пытались защитить его, были расстреляны. Материал этот пришел от прихожан, свято сохраняющих память о своем пастыре-мученике.

Вместе с тем верующие люди различных областей и районов Беларуси повествуют о тех, в основном сельских батюшках, которые прошли почти через весь период 70-летнего гонения, испытали нескончаемые издевательства, глумления, ограбления, поджоги храмов и собственных домов, допросы. Они только лишь не были убиты. Однако, их путь был тоже поистине крестным. Такова, например, жизнь протоиерея Александра Дзичковского. Подобные статьи обычно сопровождаются фотографиями любимых пастырей. Федор Кривонос в некоторых случаях сталкивался с полным отсутствием фотодокументов. Самыми значительными находками были тюремные отпечатки - в профиль и в фас. В других случаях удавалось найти старые семейные фотографии, где лицо, главное в этих поисках, имеет чрезвычайно малый масштаб. Все эти обстоятельства, конечно, не могли не повлиять на ход работы над портретами. Среди них нет тех, чей облик не сохранился. Художник Л.Н.Громыко старалась использовать все возможности - как, например, постепенное увеличение образа портретируемого с размера чуть более сантиметра по вертикальной оси до необходимого для написания его в натуральную величину - 18-20 см. Эта работа была сколь сложна, столь же и интересна. Образ возникал постепенно как бы из ничего. По ничтожно малому и лишенному резкости отпечатку вообще невозможно было представить, каким же был этот неповторимый живой человек. А именно такая задача стояла перед живописцем - проявить из небытия, сделать реально присутствующими в нашей сегодняшней жизни подвижников и святых мучеников Церкви.


В ходе работы обнаруживались удивительные вещи. Через черты, запечатленные в бытовых снимках или тюремных фото, вдруг при их изобразительном проявлении начинала святиться пасхальная радость. Возникали образы, исполненные света, мудрости, любви. Таков облик протоиерея Василия Измайлова, священника Иоанна Панкратовича и других. Когда фотограф В. Калашников делал копию фотографии протоиерея Михаила Новицкого, при проявлении над головой священномученика вспыхнул яркий нимб, след от которого остался и на фотографии. Поэтому он воспроизведён на портрете.

Особое значение для прихода имеет портрет протоиерея Владимира Хираско, который в 20-е годы служил настоятелем храма в честь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" в Минске. Его фотографию принесла родственница отца Владимира настоятелю нашего прихода и храма в честь той же иконы протоиерею Игорю Коростелеву. Облик священномученика отличается внутренней энергией, особо ярко выраженной готовностью к действию, к жертвенному служению. Он был предшественником нынешнего самоотверженного служения в возрастающих на глазах приходе и храме - самом величественном и большом, будущем кафедральном соборе - в честь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость". Молодежное братство с радостью посвящает свои труды памяти священномученика Владимира Хираско, имя которого оно носит.

Верующие люди говорят, что у любого, запечатленного на портретах священника, им хотелось бы исповедоваться. И это, наверное, самая лучшая им похвала. Люди на портретах стали близкими нашим современникам. Портреты написаны в технике масляной живописи, с тщательной, по возможности, проработкой форм лица, воплощением характерных черт живого человека, его душевной доброты и духовной силы. Психологическая проникновенность была главной задачей автора. Непростой задачей стало цветовое решение каждого портрета. Тональность освещения, цветовая фактура, градации тона и тепло-холодных оттенков в фоне - все это дополняет индивидуальную выразительность портретов. В то же время они создают единый ряд на безукоризненно белых стенах, написанный в общих принципах композиции и теплом, золотисто-коричневом колорите. Работа над галереей продолжается. Надо заметить и то, что не только изображений, но и имен многих подвижников и мучеников мы не знаем. В некоторых случаях в житиях упоминается, что вместе с таким-то священником было расстреляно еще столько-то человек духовного звания и мирян, Эти люди остаются неизвестными для нас. Но, мы верим - они прославлены пред Престолом Господним...

Громыко Любовь Николаевна

Родилась 14.02.1935 г. В 1958 г. окончила Московское художественное училище. В 1963 г. - Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, исторический факультет, отделение искусствоведения.

Работала в Центральном Доме народного творчества /РСФСР/, корреспондентом газеты "Советская культура", главным художником Государственного исторического музея /Москва/.

Работала заведующей экскурсионно-массового отдела Дирекции выставок Союза художников БССР. С 1967 года искусствоведческие статьи публиковались в Союзной и республиканской прессе.

Были написаны монографии "Михаил Савицкий", "Василий Сумарев", "Петр Дурчин" и другие, а также альбом "Подвигу 40 лет" /искусство о Великой Отечественной войне/.

С 1991 года преподает в Воскресной школе прихода иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость". Для детей всех возрастов преподавалась Христианская эстетика. С 1996 года Л.Н.Громыко преподает Историю Православной Церкви. Кроме того, полученное в юности художественное образование позволило постоянно обращаться к живописи. В нескольких вариантах написан образ Евфросинии Полоцкой /в технике масляной живописи/.

С 1996 года идет и продолжается поныне работа над созданием галереи портретов подвижников и святых новомучеников Белорусской Православной Церкви. Галерея размещена в учебном корпусе прихода.

В 2003 году награждена орденом Святой Равноапостолькой Княгини Ольги III степени

 

Во внимание к трудам и в связи с 10-летием основания прихода иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" г. Минска Любовь Николаевна Громыко награждена орденом РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Святой равноапостольной княгини ОЛЬГИ III степени.

<< предыдущая | 1 | 2 | 3 | 4

В начало страницы На главную страницу Написать разработчикам: Ольге Черняк, Матвею Родову