На главную страницу На главную страницу  
На главную страницу На главную страницу
На главную страницу На главную страницу   На главную страницу
На главную страницу   На главную страницу

ИСКУССТВА / ГАЛЕРЕЯ "МИР ГЛАЗАМИ
ПРАВОСЛАВНОГО ХУДОЖНИКА"

Общенаучные основы изобразительной деятельности в аспекте работы галереи

Идея о противоречии между наукой и религией является надуманной и спекулятивной, так как не отражает реальную взаимосвязь между обоими явлениями. Вопрос о правомерности проникновения эмпирического знания в область духовную отражен в Евангелии, где будущий апостол Фома говорит: "если не увижу…, не поверю". И Господь говорит: "Подай руку твою и вложи в ребра Мои; не будь неверующим, но верующим". Так оправданы пути, которые приводят человека к истинному выводу: "Господь мой и Бог мой". Но Господь утверждает примат веры над разумом: "Блаженны не видевшие и уверовавшие" (Ин; 20, 27-29). Объективная наука отражает законы устроения всего сущего, которые даны Богом и по Его святой воле открываются человеку. Другое дело, что наука может быть и всегда является ограниченной в своем знании. Зато у нее всегда есть перспектива.
Изобразительная деятельность, как один из видов человеческой деятельности, имеет свое место в божественном домостроительстве, где все устроено для возможности к спасению. Следовательно, такая возможность присутствует и в изобразительной деятельности, Посмотрим, что предусмотрел Господь для человека.

Рука - орган предметного взаимодействия внутреннего мира личности с внешним. Посредством руки человек преобразует мир в соответствии с тем, что происходит в его внутриличностном пространстве, т.е. в душе. Преобразует творчески, потому что творчество есть признак образа Бога Творца в человеке и обязательная подструктура человеческой личности. По учению святых отцов, в человеке нет ничего своего, но он делает ответственный выбор за содержание, которым наполняет свой внутренний мир. Церковь в своих образных выражениях всегда удивительно точна с позиции объективных научных выводов, которыми по Откровению пользовалась испокон веков. Действительно, содержание человеческой психики определяется тем, что он переживает как непосредственную реальность. Человек не может ничего "придумать" из того, с чем он в какой-либо мере не встречался в личной практике. Внешний стимул, поступающий во внутриличностное пространство, на физиологическом уровне оставляет след в коре головного мозга. При многократном повторении стимула след фиксируется, без подкрепления - стирается. Фиксированный след образует доминанту в коре головного мозга, сила которой зависит от важности и силы стимула. Восприятие человека избирательно: он определяет, что для него важно на основе личной цели, образующей личностный смысл. Доминанта сознания образует сильный очаг возбуждения в коре головного мозга, оказывающий влияние на все остальные очаги возбуждения, т.е. влияет на все действия человека в мире. Для этого Господь создал уникальный механизм психомоторной связи: любое внутреннее движение души, любое психическое явление имеет эквивалент в мышечном напряжении, посредством чего реализуется во внешнем плане. Душа и тело взаимосвязаны и едины. Учение Православной Церкви об этом систематизировано еще в 14 веке святителем Григорием Паламой. механизма психомоторной связи.

Графический образ является проекцией мысли, мировоззренческой концепции. В системе интеллектуальной деятельности графическая деятельность параллельна вербальной в информативной функции. Информативная функция изобразительной деятельности первична по отношению к художественной (А.Н. Леонтьев). Содержанием образа является знание как результат мыслительной деятельности. Решение художественного образа в системе изобразительных средств носит характер символической рефлексивной деятельности, результатом которой является представленность в образе мировоззренческой концепции. Семиотика изображения формирует алфавит изобразительных средств. Их сочетание составляет текст, который может быть дешифрован (Б.А. Успенский). Уровень рефлексивного мышления как критериальная характеристика интеллекта (Дж. Дьюи) проецируется в информационном содержании образа. Образ содержит симптомокомплекс признаков и показателей взаимоотношений личности с реальностью мира. В изображении предстает система образа мира (А.Н. Леонтьев). Ее целостность обусловлена свойством психики формировать системы не как набор элементов, а как организованные целостности и структуры целого (Ж. Пиаже). Образ не является результатом визуального восприятия так как не бывает изолированным от опыта личности (Р. Арнхейм), его смыслового поля, содержащего осмысленность и категориальность внутрисистемных связей объективного мира (А.Н. Леонтьев). Человек рисует не то, что видит, а то, что знает (А.А. Смирнов) и как действует в связи с этим знанием. В основе художественной деятельности лежит рефлексивно-деятельностная парадигма. Сущность парадигмы обусловлена активностью как атрибутивным качеством личности, посредством которого реализуется индивидуальное мировоззрение художника.

Психофизиологический механизм проекции индивидуальной картины мира в образе заключается в психомотороной связи графического следа движения (рисунка) в системе афферентно-эфферентного поля доминантной рисующей руки с гностическими образованиями и состояниями психики (И.М. Сеченов, А.Н. Леонтьев). В основе состояний психики может лежать только реальность, так мыслить можно только теми категориями которые известны субъекту мыслительной деятельности.

Научное знание как результат познания объективных законов реальности приобретает смысл и значение тогда когда его данные используются для блага человека. Инструментальный характер знания дает возможность решать с его помощью социальные проблемы современности.

Содержание визуальных образов нашего времени представлено как социально-психологическое явление посредством изобразительного искусства и видеообраза в системе массовой информации, знаковой социальной символики и т.д. На основании критериев, разработанных современной системой графической психодиагностики (Г.Рид, К.Маховер, Р.Бернс, С.Кауфман, Дж. Бук, К. Кох, Е.С. Романова, О.Ф Потемкина) можно констатировать преобладание в системе визуальных стимулов массовой культуры признаков агрессивности, тревожности, неуверенности, фрагментарности мировоззрения. Выделяются признаки жажды сенсорных впечатлений, которые в сочетании с вышеуказаными признаками свидетельствует о проблемах психологического здоровья человека. В системе профессионального мышления и деятельности специалистов в области развития личности данная проблема трансформируется из социально-психологической в социально-педагогическую.

Графический знак одинаково воспринимается автором и зрителем. Поэтому действенным средством решения социально-педагогических задач мы считаем организацию показа зрителю визуальных образов, содержащих проекцию целостной мировоззренческой системы как основы психологического здоровья личности. Содержание образов в такой системе должно соответствовать критериальным характеристикам, обеспечивающим позитивное влияние визуальных стимулов на личность зрителя. В их числе выделяются: а) наличие духовно-нравственного потенциала и позитивная направленность содержания образов; б) объективность, универсальность знания, лежащего в основе образа; в) проекция в образе мировоззрения, сущность которого состоит в личностном принятии духовно-нравственных ценностей универсального характера г) национальный характер содержания образов.

В руке находится большое количество мелких мышц, связанных, практически, со всеми подструктурами мозга как материальными носителями душевных явлений. Когда человек рисует, он действует в соответствии с тем знанием, которое является внутренним достоянием его личности. Вследствие этого в графическом знаке содержится прямой перевод мысли и чувства, знания и отношения на символический язык образа, в основе которого лежит объективная для человека реальность. Такая же проекция внутреннего во внешнем осуществляется посредством слова. Слово и образ это два одинаково выразительных параллельных вида интеллектуальной деятельности человека. Все, что сказано, изобразимо.

Страница иллюстрирована
работами художника

В.Н.Сорокина

<< назад |

В начало страницы На главную страницу Написать разработчикам: Ольге Черняк, Матвею Родову