На главную страницу На главную страницу  
На главную страницу На главную страницу
На главную страницу На главную страницу   На главную страницу
На главную страницу   На главную страницу


ИСКУССТВА / ИКОНОПИСЬ

<< предыдущая | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | следующая >>

ИКОНОПИСЬ БЕЛАРУСИ
XX - XXI ВЕКА

Раздел знакомит с современной Белорусской православной иконой конца XX - начала XXI века. Показаны основные направления иконописи различных епархий Белорусской православной церкви, а также использованы материалы прошедшей с 13 января по 18 марта 2004 г.Рождественской выставки "Иконопись Беларуси XXI века".

Иконопись в Польше.

(Из выступлений на научно-практической конференции
"Иконопись Беларуси XXI века").

XX век принёс большие испытания православным людям. Первая мировая война, беженство, огромное количество православных искало пристанища именно в России, закрывались монастыри и приходы, храмы, якобы заброшенные, по большей части присваивали латинники. Беженцы брали с собой чудотворные иконы и чтобы сберечь эти сокровища вывозили их вглубь

Крест Евфросинии Полоцкой. Шитье, стразы. Киот, дерево, резьба, 65 х 39,5. Инокиня Наталия. Полоцкая епархия, Спасо-Евфросиниевский женский монастырь.

России. К сожалению, далеко не многие святыни вернулись обратно. Скитания беженцев продолжалось около пяти лет, но драма их жизни не окончилась с возвращением на родину. Власти забыли, что вообще когда-то здесь были православные, что они вместе создавали тысячелетнюю историю этих земель. Доказывали, что православные появились вследствие территориальных разделов.
Во время второй мировой войны Церковь снова потеряла множество храмов, массу людей из Польши вывозили сначала на восток, а потом на запад, власти хотели окончательно уничтожить Православие на наших землях, заставляли насильно принимать римо-католицизм, активную поддержку им в этом оказывал костёл, который проводил неоуниатскую деятельность. Влияние запада на жизнь Церкви вообще и на иконописное искусство в частности было огромным. Это негативно повлияло на канон иконы. Икона стала реалистичной картиной на религиозную тему, лишённой и художества и духовности. После войны, в ответ на потребности иконы писали люди, не знающие канонов, не всегда обладающие достаточным знанием, практическим и богословским. Писали, как умели. Если ты православный и к тому же художник, ты должен писать иконы. Поэтому в наших храмах часто встречаются "богомазы".
Со временем в Краковском университете был открыт единственный в Польше факультет истории византийского искусства. Именно в Кракове начинали свою работу первые художники-иконописцы. В 1982 году в Бельске организовывается молодёжные иконописные лагеря, кружки по образцу финляндских, проводят их иконописцы из России, Финляндии, Греции. Молодые люди кроме практических занятий (подготовка доски, красок, изучение процесса писания иконы) участвуют в богослужениях, слушают доклады о вере, Священном Писании, познают богословие иконы. Возникает идея создания иконописной школы. Этому способствуют политические перемены в Польше. В 1991 году в Бельске была открыта иконописная школа имени Андрея Рублёва, её цель - возродить древние иконописные традиции. Некоторые молодые люди потом проходят обучение в духовных центрах России и Греции.
Благодаря всему этому иконы становятся доступными и понятными, православные уже иначе их воспринимают. Всё чаще можно увидеть каноническую икону не только в храмах, но и в наших домах. Православные в Польше как религиозное меньшинство часто испытывают некоторые стеснения. Поэтому для нас очень важно, что поддерживается тесное общение с иконописцами Беларуси.

Св. Георгий Даниловский. Доска, темпера, позолота, 40 х 29,5. Иконописец инокиня Наталия. Полоцкая епархия,
г. Полоцк.

Свт.Тихон - Патриарх. Доска, темпера, позолота, 39,8 х 30. Иконописец инокиня Наталия. Полоцкая епархия, г. Полоцк,

Св. Гавриил Белостокский. Дерево, темпера, позолота, 44 х 28. Иконописец Богданова. Туровская епархия, г. Мозырь.

Свв. Киприан и Иустиния. Доска, темпера, позолота, 40 х 30. Иконописец Самкова Т.В. Минская епархия, г. Минск.

Спас Вседержитель. Доска, темпера, 52 х 41,3. Иконописец свящ. Михаил Мяделко. Минская епархия, г. Минск.

Свт. Григорий Палама. Доска, темпера, позолота, 40 х 30. Иконописец инокиня Наталия. Полоцкая епархия, г. Полоцк.

Икона Божие Матери "Умиление". Доска, темпера, 40 х 32. Иконописец А.П. Маковцов. Минская епархия, г. Минск.

Свт. Иоанн Златоуст.Доска, темпера, позолота,40 х 30. Иконописец Инокиня Наталия. Полоцкая епархия, г. Полоцк.

Св. Серафим Вырецкий. ДВП, темпера, 24 х 18. Иконописец послушница Ксения. Новогрудская епархия, г Слоним.

Св. Иоанн Кущник.Доска, темпера, позолота, 40 х 30. Иконописец инокиня Анна. Полоцкая епархия,
г. Полоцк.

Спас Нерукотворный. Доска, темпера, металл, чеканка, стразы, Киот. Иконописная мастерская Гомельской епархии, г. Гомель.

Икона Божией Матери "Жировицкая". Доска, темпера. Иконописец М.Лемешевский. Свято-Успенский Жировичский монастырь.

Рождество Богоматери. Доска, темпера, позолота, 40 х 30. Иконописец Т.В.Самкова. Минская епархия, г. Минск.

Свв. апп. Петр и Павел. Доска, темпера, позолота, 40 х 28,7. Иконописец инокиня Анна. Полоцкая епархия, г. Полоцк.

Св. Мария Египецкая. Доска, темпера, позолота, 35 х 30. Иконописец инокиня Анна. Полоцкая епархия,
г. Полоцк.

<< предыдущая | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | следующая >>

 
В начало страницы На главную страницу Написать разработчикам: Ольге Черняк, Матвею Родову