На главную страницу На главную страницу  
На главную страницу На главную страницу
На главную страницу На главную страницу   На главную страницу
На главную страницу   На главную страницу


ИСКУССТВА / ИКОНОПИСЬ

<< предыдущая | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | следующая >>

Крест. Голгофа. Доска, яичная темпера, 140 х 120; 66,5 х 23; 66,5 х 22,5. Иконописец В.И.Чайко. Минская епархия, г. Минск.

ИКОНОПИСЬ БЕЛАРУСИ
XX - XXI ВЕКА

Раздел знакомит с современной Белорусской православной иконой конца XX - начала XXI века. Показаны основные направления иконописи различных епархий Белорусской православной церкви, а также использованы материалы прошедшей с 13 января по 18 марта 2004 г.Рождественской выставки "Иконопись Беларуси XXI века".

раза отца Павла Флоренского: "Есть Троица Рублёва, следовательно, есть Бог." Он прав в том смысле, что невозможно было изобразить небесное, если бы его не было. Мы верим этому изображению, мы поклоняемся ему, как тому, что есть реально. Можно сказать и больше: не только если есть Троица Рублёва, то есть Бог, но если есть Троица Рублёва, то следовательно, есть те. кто видели Троицу и явили Её нам. Это видение доступно иконописцам, но конечно, святым отцам, которые должны руководить процессом иконописания. Обращение к подвижникам благочестия - это то, что должно вдохновлять иконописцев, должно давать почувствовать мир горний, который являет икона. Но степень этого видения горнего весьма различна. Средневековая икона достаточно разная, но она являет нам горнее высоко, являет небесное.

Богоматерь Страстная. Доска, яичная темпера, позолота, 115 х 82,4. Иконописец А.П. Жаров Минская епархия,
г. Минск

Икона, которая со временем сформировалась на Западе и стала влиять на икону Востока, заземляет икону, делает её скорее высотой души, чем духа. Конечно же, живописная икона теперь не случайно не занимает того положения, которое было даже в 19 веке. 20 век открыл по-настоящему глубокую православную икону, эту икону сейчас и пытаются освоить православные иконописцы, т.к. это по-настоящему и является языком православного искусства. Но постижение горнего различно и в средневеоквой иконе. Это связано с богословием, с актуальностью той или иной проблемы, захватившей Церковь. Икона 11-12 века - это не икона 15- 16 века. Иной настрой в образах. Если в 11-12 веке ощущалось, что Православие победило все ереси, икона была статичной, являла покой, успокоенность, то трагедии, которые всколыхнули православный мир в 13 веке, значительно поменяли настроения: то, что нет на земле ничего постоянного, это настроение было главным. И движение, и меньшая статичность образов

Икона Божией Матери "Неупиваемая чаша". Доска, яичная темпера, позолота, 31 х 25, 8. Иконописец К.А. Сечко. Минская епархия,
г. Минск.

Собор Белорусских святых. Доска, темпера, позолота, 35 х 28. Иконописец Е.Триханкина. Витебская епархия,
г. Витебск

появляются. Эти катаклизмы повлияли и на то, что индивидуальная молитва была по-настоящему проникновенной. Неслучайно в это время возникают исихастские споры, когда глубоко задумались над смыслом жизни и своей судьбой здесь. Молитва всей Церкви стала важной и конечно, в первую очередь, литургия. К тому времени формируется окончательно тот строй литургии, к котрому мы все привыкли, когда проскомидия выделяется и занимает особое положение в литургии. В это время неслучайно иконостас закрывает святыню, алтарь, больше, чем раньше. Святыню оберегают.

Процессы, которые наблюдаются во всём православном мире, характер народа, темперамент, обстоятельства, в которых живёт общество, не может не наложить отпечатка на характер иконы, на цветовой строй. Но региональные особенности всегда находились в границах временных особенностей православной иконы, они никогда не выходили за рамки православного канона. Даже одно время, даже один круг мастеров значительно отличается: мы видим у Феофана Грека мощь духа, крепость, озарение небесным светом, у других греческих художников ещё больший аскетизм. И мы видим совсем другое у Андрея Рублёва - тишину, покой, умиротворённость, особую тихую божественную гармонию.

Икона может быть совсем разная, но в то же время язык иконы не должен уходить от православного канона. В наше время часто ценится индивидуальный почерк, часто ценится авторское во всем, в том числе в иконе. И оно может быть. На примере древних икон мы видим, что икона может быть совершенно разнообразной. Но в то же время авторское, индивидуально- авторское, региональное не должно мешать постижению Неба, постижению горнего, постижению Первообраза.

Пример настоящей выставки показывает, что иконописцы достигли уже значительных успехов, мы видим произведения православного искусства. Мы знаем, что икона сейчас переживает безусловный расцвет. Создаётся не просто много ансамблей, много отдельных произвдений. Создаётся очень много интересных произведений не только в формальном, художественном смысле. Они радуют, они веселят дух, мы чувствуем соприкосновение с чем-то глубоким и вечным, с чем-то благодатным. Есть проблемы в современном иконописании. На современную иконую значительное влияние оказывает иллюстрация, потому что изучают икону иконописцы по книгам, не уделяя, а может, не имея возможности уделять достаточное внимание изучению памятников вплотную, когда настрой цветовой, даже фактура краски могут быть явлены. Только настоящая икона и хорошие её списки могут научить этому. Нередко мы сталкиваемся с

Введение во храм Пресвятой Богородицы с Оптинскими старцами. Доска, темпера, позолота, 100 х 80. Иконописец А.В.Дмитриев. Минская епархия, г. Минск.

тем, что особенности цвета могут быть такими. Но большие проблемы при создании новых образов. Если варьируя, если создавая списки, новые иконографии, иконописец опирается на материал, на предыдущий опыт, то при создании нового несомненно сложнее современному иконописцу, когда нужно создавать всё с нуля: от композиции, иконографии до цветового строя. Здесь важно также изучать древнюю традицию, больше на неё опираться. Мы видим в древней иконе красоты композиционного решения. Она такова, что не хочется ничего не убавить не прибавить, она чрезвычайно найдена, вписана в то пространство, которое отведено, не важно на доске или на стене. Не всегда это есть в современной иконе. Нередко современная икона не уделяет нужного внимания читаемости образа, что конечно же свойственно живописи, когда произведение живописное не всегда воспринимается издалека достаточно чётко и понятно до конца. Древняя икона рассчитана на дистанцию, на то, что её будут смотреть и вблизи и издалека. Она много внимания уделяет силуэту, тональным отношениям, цветовым отношениям. В современном иконописании не всегда эти проблемы решены так же хорошо. В иконе самое главное это лик, его настроение. В современном иконописании мы видим, что цветовой строй лика, его настроение не всегда легко прочитываются, это связано с цветовой путаницей на иконе. Древняя икона чётко различала свет, фон как нечто иное нетварное. И не важно золотом был фон или цветом, он никогда не путался с материальным, с остальным изображением. Но из остального изображения лик, личное - это то, что не должно пропасть. Это может быть решено за счёт мощной выявленности лика, как мы видим в изображениях 14 века, или за счёт мягкого, тонального отношения как в иконе 16 века и греческой и русской. Лик должен состояться, как должно получиться глубинное настроение аскезы. Важно показать не только в каких одеждах ходил святой, а его подвиг, важно показать его в тех одеждах, которые лучше показывают подвиг.

Нередко современная икона следует иконе достаточно поздней, средневековой. И здесь нужно относиться весьма и весьма критически. Дело в том, что и икона греческая 15 - первой половины 16 веков и русская икона 17 века ( даже частично какие-то моменты в 16 веке) испытывала влияние Запада, влияние чуждое православной иконе. В первую очередь это касается пространства, когда разрушается условность, неглубокое пространство иконы. Эта неглубина пространства - очень важное явление. Икона являет нам мир горний, который недалёк от нас, мы должны ощущать присутствие святого, того, кто изображён, потому что это окно в мир иной, который недалёк от нас. И не может пространство на иконе быть глубоким, как не может быть перетекания в некое широкопоказанное изображение, потому что важна некая клеймовость, важно не только то, что хотел явить художник, но и святой отец. Показать эту идею не в аморфном пространстве, чтобы не было блуждание мысли по произведению, но не может быть и совершенно произвольных положений на иконе, икона обращена к нам и это очень важно, потому что,икона создана для молитвы, для обращения нас к ней. Важно почувствовать строй иконы, тот характер, выраженный в композиции, иконографии, цвете, жесте, во взгляде. Если всё получится, если художник по-настоящему талантлив, то и будут создаваться глубокие, по-настоящему волнующие, по-настоящему православные произведения, которые будут звать нас к молитве, к тому, чтобы следовать примеру, явленному святыней."

Икона Божией Матери "Иверская". Доска, темпера, 54,5 х 44,5. Иконописец С.А.Коркотадзе. Брестская епархия, г. Брест.

Вознесение. Доска, темпера, позолота, 127 х 77. Иконописец И.Козлова. Минская епархия, г. Минск..

Св. прп. Александр Свирский Доска, темпера, позолота, 110 х 90,3. Иконописец А.В. Дмитриев Минская епархия, г. Минск.

Введение во храм Пресвятой Богородицы. Доска, темпера, позолота, 40 х 30. Иконописцы: Белая о., Г.Сутулин. Минская епархия, г. Минск.

Сошествие во ад. Доска, темпера, позолота, 44 х 42. Иконописец С.И. Бышнев. Минская епархия, г. Минск.

Св. Серафим Саровский. Доска, темпера, 130 х 100,7. Иконописец И.Козлова. Минская епархия, г. Минск.

<< предыдущая | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | следующая >>

 
В начало страницы На главную страницу Написать разработчикам: Ольге Черняк, Матвею Родову