На главную страницу На главную страницу  
На главную страницу На главную страницу
На главную страницу На главную страницу   На главную страницу
На главную страницу   На главную страницу



Социальная работа / Журнал "Свеча" №2

СИМВОЛЫ ПОДДЕРЖКИ

Ленточки на лацкане

Ленточки на лаикане теперь очень распространены на Западе. Розовая - знак борьбы с раком груди. Красно-бело-синяя - символ поддержки Америки. Зеленая - признак симпатии к ирландским республиканцам. Голубая - за свободу слова в Интернете. Но все началось с красной ленточки, обозначавшей: я знаю о проблеме СПИДа, и эта проблема меня глубоко волнует.

ТАК СОЗДАВАЛСЯ СИМВОЛ: 1991 ГОД

У Патрика О'Коннелла красная ленточка есть на любой детали гардероба. А еше у него есть СПИД. Он говорит: "Я не умираю от СПИДа, я со СПИДом живу. Не только благодаря собственным усилиям, но и потому, что мы поотоянно привлекаем к себе внимание". Он сидит на диване в своей квдартире в Нью-Йорке - художник, иссушенный болезнью, но жадный до жизни. В 1991-м он стал директором-основателем группы "Визуальный СПИД" (Visual AIDS), в которую вошли артисты и художник, решившие использовать свое искусство в качестве оружия против ВИЧ-вируса, убившего многих их друзей. Рядом с ним на диване Алан Фрейм, фотограф, один из полутора десятков членов "Визуального СПИДа", встретившихся в арендованной галерее для дого, чтобы придумать нечто, что могло бы заставить людей задуматься о СПИДе.

ПЕРЕД ЛИЦОМ СМЕРТИ

нас не было выбора. Нам нужно, было что-то делась с нашей профессиональной жизнью, - говорит Патрик О'Коннелл. - Было такое ошушение, что СПИД просто стер с лица земли артистическую тусовку на востоке (США). Наши коллеги умирали по всей стране". И тогда - на фоне общественного безразличия и страха - художники-reи решили сделать так, чтобы СПИД больше не оставался незамеченным.
ы подумали о ленточках, - говорит Алан, - потому что только что закончилась война в [Персидском] заливе, и американцы в маленьких городках, желая как-то выразить свои чувства к солдатам, повязывали всюду желтые ленты. И тогда перед нами встал вопрос: а какого цвета должна быть наша лента, и что с ней делать?" Остановились на красном.
ы постепенно отвергали другие цвета, потому что у них уже были символические ассоциации. А еще потому, что красный - такой живой, такой взывающий к вниманию".
Это цвет крови, напоминаю я. "Да, и это тоже, - говорит Патрик, - и еще цвет страсти.

ПОДДЕРЖКА ИСКУССТВА

Галстук-бабочку они отвергли. А на последующей встрече решили, что дизайн нового символа должен напоминать что-то из иконописи. У Патрика были знакомые на Бродвее. Они сделали три тысячи ленточек и привезли их в театр, где шла церемония награждения премиями "Тони". И когда один из ее участников выступил по национальному телевидению, на его лацкане ярко выделялась красная ленточка.
ы были поражены, - говорит Алан. - Мы знали, что проект хорош, но как мы могли убедить людей носить ленты? А на "Тони" они все их надели. И это было просто потрясающе. Мы не могли в это поверить". Красная ленточка быстро стала прекрасным символом ужасной болезни - появились рубиновые ленточки для знаменитостей, ленточки на футболках, будильниках и даже на спортивных трико.
Но "Визуальный СПИД" не заработал денег ни на красных, ни нa каких других ленточках. "Вся суть проекта в том,что он самовоспроизводится. Ленточку ведь так легко свернуть в колечко, - говорит Патрик.Мы не ставили себе задачу собирать на этом средства и потому сознательно решили не регистрировать торговую марку".

ПОДХВАЧЕННАЯ ИДЕЯ

ы и представить не могли, как все будет, - добавляет Алан. - Мы просто об этом не думали". Сейчас 15 художников, придумавших красную ленточку, работают по отдельности. "Мы сошлись буквально на один момент, - объясняет Алан. - Проект "красная лента" был последним из наших обших. И это великолепно - быть одним из участников этой постмодернистской работы, ставшей настоящей вехой". "Трудно гордиться тем, что появилось на свет благодаря такой горечи и такой скорби, - говорит Патрик. - Я бы все отдал. Я готов вернуть все это внимание, только бы не было этих десятилетий СПИДа. Все эти люди, умирающие такими молодыми, все эти талантливые люди... Сейчас я знаю только одного живого человека, с которым познакомился, когда мне было немного за двадцать..."

Найджел Ренч

ПЕТЕЛЬКА ЦВЕТА КРОВИ

ГЛенточка цвета крови, свернутая петелькой, присутствует на эмблемах всех организаций, связанных с эпидемией ВИЧ/СПИДа. Этот значок украшал лацкан костюма принцессы Дианы, принимавшей участие не только в благотворительных вечерах и Днях борьбы со СПИДом, но и в судьбах отдельных ВИЧ-инфицированных. Такую ленточку имеют участники митингов и процессий в память умерших от СПИДа.
Этот символ всемирного антиспидовского движения придумал художник Франк Мур в апреле 1991 года. Первоначально алая ленточка, приколотая на груди, означала принадлежность к кругу людей, объединившихся вокруг проблемы СПИДа. Ее носили, в частности, члены благотворительной организации Visual AIDS, в которую входили художники и другие люди искусства, стремившиеся направить свои объединенные творческие силы на борьбу с эпидемией. В ноябре 1991 года в Великобритании на концерте, посвяшенном памяти Фредди Меркьюри, алую ленточку надели 70 тысяч поклонников музыканта. Очень скоро красная ленточка, свернутая в своеобразную петельку, стала всемирным символом борьбы со СПИДом и солидарности с теми, кого затронула эта проблема.

По материалам ВВС, Radio4, русскоязычной прессы.

От редакции: В реалиях постсоветского пространства, разумеется, доминируют свои цветовые символы и пристрастия. Так, красный у большинства людей старшего поколения ассоциируется с цветом пролетарской борьбы, Октябрьской революции (большевистского переворота, по терминологии многих нынешних историков). С красными знаменами и бантами на груди советские люди ходили на праздничные демонстрации; красные ленточки на мужских головных уборах были атрибутом гражданской войны, красные косынки женшин - символом их "раскрепощения" в годы коллективизации и индустриализации. В конце 1980-х в Беларуси начали носить бело-красно-белые ленточки как символ независимости. Киевский майдан прошлого года украсил многих оранжевыми ленточками и шарфами...
Но петелька цвета крови на лацкане актуальна для жителей всех постсоветских стран не меньше, чем для остального мира, ведь проблема ВИЧ/СПИДа имеет глобальный характер.

<< назад | содержание | далее >>

В начало страницы На главную страницу Написать разработчикам: Ольге Черняк, Матвею Родову