На главную страницу На главную страницу  
На главную страницу На главную страницу
На главную страницу На главную страницу   На главную страницу
На главную страницу   На главную страницу


ПРОПОВЕДИ

Неделя 6-я по Пасхе,
о слепом.

БЕСЕДА НА ЕВАНГЕЛИЕ
ОТ ИОАННА, 34 зач., IX, 1-38.

клирик прихода храма иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость", г. Минска

свящ. Александр Пронин

ВО ИМЯ ОТЦА, И СЫНА, И СВЯТАГО ДУХА!

Дорогие братья и сестры! В сегодняшнем воскресном евангельском чтении мы слышим историю об исцелении Господом человека, который страдал слепотою от рождения. Об этом великом чуде повествует нам святой апостол и евангелист Иоанн Богослов.

После беседы с иудеями в Иерусалимском храме, Иисус Христос со своими учениками встречает слепого, просившего милостыню. Всем было известно, что человек этот был болен от рождения, и ученики задают вопрос Господу: «Кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?» Иудеи верили, что всякое несчастье, болезнь или скорбь постигая человека, является наказанием за его собственные грехи или грехи его родителей, дедов и прадедов. Но Христос, отвечая на вопрос учеников, говорит, что человек этот родился слепым ни за свои грехи, потому что не мог грешить до рождения, ни за грехи родителей, но родился он слепым для того, и чтобы на нем явилась слава Божия. Господь в своем ответе и предстоящем чуде открывает всем нам истину, что Он Христоc есть Свет мира, что спаситель пришел в мир для просвещения человечества, пребывающего в слепоте духовной, образом которой является слепота телесная.

Приготовляя своих учеников к предстоящему чуду, Христос указывает им на свое Божественное происхождение и на цель своего пришествия в мир - делать дела пославшего Его Бога Отца, то есть просвещать, исцелять больных и спасать их.

Мы с вами знаем, дорогие братья и сестры, что множество чудес Господь свершал одним своим словом, но иногда прибегал при этом к особенным предварительным действиям. Так и в этот раз: «Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения, и помазал брением глаза слепому. И сказал ему: Пойди и умойся в купальне Силаам». Возможно, все эти действия нужны были прежде всего для укрепления веры в исцеляемом, чтобы он глубоко осознал, что сейчас над ним будет совершено чудо. Исполняя повеление Христа, слепорожденный отправляется к силоамской купели, месту, которое считалось особенным среди иудеев.

Устроена она Симанской источнике, вытекавшем из-под священной горы Сион. Иудеи считали этот источник как дарованный богом своему народу, поэтому относилась к нему со священным благоговением. Люди, находясь в болезнях, часто прибегали за помощью к этому источнику и по вере сваей получали исцеление.

Омывшись в водах Селоама, прозрел и слепорожденный. Это чудо произвело сильное впечатлений на соседей и тех людей, которые его знали. Многие даже сомневались, тот этот слепец, которого они постоянно видели просящим милостыню. Но прозревший подтвердил, что это он, и рассказал, как совершилось исцеление. Выслушавшие рассказ бывшего слепца повели его к фарисеям, чтобы расследовать все это столь необычайное дело и узнать их мнение об этом событии. Ведь чудо было совершено в субботу, а по толкованию фарисейского закона о субботнем покое не следовало даже врачевать болящих в этот день. Исцеленный рассказал и фарисеям то, что знал сам о своем исцелении. В беседе с книжниками слепорожденный признаёт в своем Благодетеле человека необычного, понимая, что такое чудо можно совершить только божественною силою. Фарисеев же поразило больше не исцеление совершенное Господом, а нарушение субботнего покоя, поэтому в дальнейшем они пытаются всяческий умалить, исказить очевидный факт прозрения слепого.

Но, несмотря на допрос и запугивание иудеями родителей прозревшего, не смотря на угрозы и изгнание его из синагоги, исцелённый остается верен истине и правде и не отрекается от своего Благодетеля.

Узнав об этом, Господь, желавший просветить и духовные очи бывшего слепого, нашел его и, открывшись ему как его Исцелитель, привел его к вере в Себя как Сына Божия.

В сегодняшнем евангельским чтении, дорогие братья и сестры, есть место одно из самых трудных для нашего понимания. Это ответ Христа ученикам на вопрос: Кто согрешил, что этот человек родился слепым? Господь отвечает: никто не согрешил, никто не виноват, это не возмездие, и даже не последствие, это случилось для того, чтобы явилась Божия слава.

В чем же Божия слава? Неужели в том, что человек прожил слепым много лет, дожил до зрелости обездоленный таким страшным образом для того, чтобы люди прославили силу Божию? Разве люди не могли бы эту Божию силу прославить, может быть, с большей радостью, если бы они увидели этого человека одаренного всеми способностями для полноценной и счастливой жизни с самого рождения?

И на этот вопрос приходится ответить отрицательно. Я думаю, что люди не прославили бы Бога, это мы знаем из собственного опыта и из опыта всех вокруг. Мы не прославляем Бога за то, что все в нашей жизни хорошо, мы не прославляем Бога за то, что имеем такой удивительный дар, как жизнь. Ко всему мы относимся не как к дару, а как должному, естественному. Естественно быть здоровым, естественно быть защищенным, естественно быть свободным - все естественно, что дает радость человеку. И редко-редко кто умеет ценить из нас это как дар, как подарок, как что-то не только не заслуженное, но такое, что является предметом нашего изумления и благодарения.

Но в еще большей степени явилась слава Божия в том, что человек этот прозрел не только телесными, но и духовными очами. Глаза его открылись на милость Божию, на всемогущество Божие, открылось его сердце к тому, чтобы благодарностью и верой ответить на Божий дар телесного прозрения. Воссияла слава Господня в этом человеке, засветилась вечная жизнь в душе этого исцеленного слепца.

Часто, окруженные горем, видя трагедии земли: войны, болезни, смерти мы начинаем колебаться душой, унывать, роптать на Господа и жизнь. И за всем происходящим не видим, что всякое обстоятельство, всякое горе, всякий случай может быть переломным в жизни человека. Именно такие трудные моменты и происходит, по примеру евангельского слепца, чудо встречи с Богом. А это гораздо важнее и значительнее всего того, чего мы боимся и не принимаем.

Сегодняшнюю беседу, дорогие братья и сестры, я хотел бы закончить словами прп. Серафима Саровского: «Если бы знал человек, – говорит преподобный, – что значит увидеть Бога, то согласился бы идти к нему через любую тьму».

АМИНЬ.






В начало страницы На главную страницу Написать разработчикам: Ольге Черняк, Матвею Родову