На главную страницу На главную страницу  
На главную страницу На главную страницу
На главную страницу На главную страницу   На главную страницу
На главную страницу   На главную страницу


ПРОПОВЕДИ

Неделя 3-я по Пасхе,
свв. жен-мироносиц.

БЕСЕДА НА ЕВАНГЕЛИЕ
ОТ МАРКА, 69 зач., XV, 43 - XVI, 8.

клирик прихода храма иконы Божией Матери "всех скорбящих Радость",
г. Минска

свящ. Александр Пронин

ВО ИМЯ ОТЦА, И СЫНА, И СВЯТАГО ДУХА!

Сегодняшнее Евангелие нам повествует о погребении Господа Иисуса Христа, Иосифом и Никодимом и о путешествии ко гробу Спасителя жен мироносиц, которые первыми услышали от ангелов радостную весть о воскресении Христа.

После крестных страданий и смерти Спасителя, в пятницу, при наступлении вечера, накануне иудейской Пасхи, к Пилату пришел Иосиф из Аримафеи, иудейского городка вблизи Иерусалима. Иосиф был человек богатый, благородного характера и благочестивой жизни. Большое богатство делало его лицом значительным, тем более что в то время в Иерусалиме все можно было купить за деньги, начиная от должности последнего мытаря и кончая саном первосвященника. К тому же, Иосиф принадлежал к числу самых видных членов иудейского общества. Он был тайным учеником Иисуса Христа. Иосиф не участвовал в последних покушениях синедриона против Спасителя, а также в суде над ним, возможно, потому, что, не видел никаких средств спасти невинного, не хотел быть свидетелем Его осуждения, а может быть, хитростью первосвященников был совершенно устранен от этого дела. Тем не менее, это вынужденное бездействие было тяжело для благородного сердца Иосифа, ведь он оставил без защиты Христа, несмотря на то, что на спасение Господа не было никакой надежды.

И вот, когда страшное преступление человечества против Бога совершилось и на кресте висело бездыханное тело Спасителя, скорбь и негодование придали Иосифу смелость. Теперь было слишком поздно заявлять о своем сочувствии к Иисусу Христу как живому пророку; оставалось только оказать Ему последний долг дружбы и уважения - спасти от посрамления, по крайней мере, смертные останки Его, поскольку иудеи без сомнения, бросили бы Пречистое тело Господа в общую яму вместе со всеми казненными преступниками.

И вот Иосиф осмелился выйти к Пилату, и просил тела Иисусова (стр.43).

Эта решимость была сопряжена с серьезной опасностью не со стороны Пилата, от которого можно было ожидать благосклонного решения в пользу Иисуса Христа, признаваемого им за праведника, но и со стороны первосвященников, которые в малейшем знаке уважения к Спасителю видели измену своим замыслам, а на попытку погрести Его с честью могли смотреть не иначе, как на возмущение против синедриона, особенно, если его предпринимал теперь знаменитый член иудейского общества, пример которого мог повлиять на народ, и без того приверженный памяти Иисуса.

Однако Иосиф не остановился перед этой опасностью и, презрев страх, явился в претории римской. Его просьба была для Пилата первым известием, что Иисус Христос уже умер. И удивившись такой скорой смертью, послал за сотником спросить его, действительно ли последовала смерть, и нет ли здесь обмана. Получив надлежащий ответ, Пилат приказал отдать тело Господа Иосифу для погребения. Хотя римляне оставляли распятые тела на съедение собакам и воронам, прокуратор не захотел отказать почтенному и видному члену синедриона в его просьбе, тем более, что чувствовал всю несправедливость своего приговора вырванного у него первосвященниками против Иисуса Христа. Само невнимание к вражде первосвященников, которые на разрешение, данное Иосифу должны были посмотреть как на новое для себе посрамление, было своего рода жертвой, которую Пилат принес памяти Праведника.

Получив разрешения, Иосиф, не теряя времени, явился на Голгофу и снял Тело с креста. Вместе с ним пришел на место распятия и другой тайный последователь Иисуса Христа, Никодим, член верховного иудейского совета, когда-то приходивший к Спасителю ночью для тайной беседы (Ин 3, 1-21). Теперь он уже не скрывался и, полный любви и сострадания, принес для погребения истинно царские дары - сто литров ароматного состава из смирны и алоэ. Надо было торопиться, так как наступала суббота, когда, по закону Моисееву, каждый правоверный израильтянин должен был оставить все дела и пребывать в полном покое. Поэтому все церемонии иудейского погребального обряда нельзя было соблюсти; но все, что можно было сделать, принимая в расчет краткость временем, было сделано. Тело Господа омыли чистой водой, потом осыпали благовониями и обвили четвероугольным широким платом (плащаницею).

Недалеко от места распятия был сад, принадлежавший Иосифу Аримафескому, и в его огороде, в скале, была высечена, по иудейскому обычаю, пещера для погребения. Гробницу эту Иосиф, по всей вероятности, предназначал для себя и для своего семейства, желая быть погребенным поблизости к своему городу, но в ней никто ёще не был положен. Несмотря на священное значение, которое иудеи приписывали своим гробницам и погребальным пещерам, несмотря на мелочную чувствительность, с которой они уклонялись от всякого соприкосновения с умершими, Иосиф ни на миг не поколебался предоставить своему Божественному Учителю это место покоя.

Ко входу в пещеру привалили громадный камень - предосторожность в иудеи необходимая, так как там водилось много шакалов, гиен и других хищных зверей и птиц. Едва исполнили все это. Наступила суббота - последняя ветхозаветная суббота. Через сутки должно было воссиять первое Воскресенье Нового Завета

Как мрачен, нерадостен был теперь это день для учеников и друзей Господа! Скорбь наполняла всю душу, подавляла мысли, не позволяла прийти в себя, чтобы сколько-нибудь осознать всё происшедшее и его страшную неожиданность. Будущее было покрыто непроницаемым мраком. Воспоминание о чудесах Иисусовых, о Его прежнем величии, делало ёще страшнее крест и гроб Его. До этого ученики шли неровным, тесным, часто тернистым путем, но шли по следам Учителя, облеченным могущества Сына Божия, обращая на себя всеобщее внимание, разделяли с Ним Его славу, утешая себя величественными надеждами в будущее. И вот путь этот внезапно приводит их к Голгофе, пересекается крестом Учителя, оканчивается его гробом.

Положение печальное, безутешное. Казалось, все было кончено, зло торжествовало. На все легла печать смерти. И под этим холодным веянием смерти поблекли надежды учеников видеть своего дорого Учителя в ореоле славы и мессианского величия.

С какой безнадежностью и грустью признаются они: "А мы надеялись было, что Он есть Тот, который должен избавить Израиля (Лк. 24,21).

В тучах скорби, повисших над головами учеников, казалось, не было просвета.

Но теперь мы уже знаем: прошла суббота и лучезарная радость воскресенья просветила скорбные сердца. Женщины, которые были неизменными спутницами Господа, во время Его земного служения, женщины, которые сохранили верность своему Учителю и во время крестных страданий, придя ко гробу рано утром для того, чтобы помазать миром Пречистое Тело Спасителя, первым узнали от ангелов радостную весть о том, что Христос Воскрес. "Не ужасайтесь, - говорит ангел женам мироносицам - Иисуса ищите Назарянина, распятого; Он воскрес; Его нет здесь(Мк. 16 6). Воскрес Господь, Воскресла Правда! И ни камень, ни печати гроба, ни стража, ни вся сила ада не смогли удержать ёе в темной пещере. Свет воскресения, как ослепительная молния пронзил тучи зла. Господь воскрес и снова явился миру!

Какой великий урок для нас, урок надежды!

Как часто в жизни частной и общественной бывают положения, которые кажутся безнадежными. Как часто нас преследуют несправедливость, насмешки, презрение, злоба, ненависть. Бывают в нашей жизни такие минуты, когда кругом себя вы не встречаете ни дружеской поддержки, ни слов участия. В окутавшем вас мраке не видно ни одной светлой точки; кажется, нет выхода! И это может длиться годами.

Но не унывайте: вспомните урок святого гроба. Правду можно заглушить, но только на время. Рано или поздно она воскреснет - это великая, живая сила! И ничто в мире не может победить ее. Нет ничего сильнее Божией правды. Она не блещет эффектами, не нуждается в декорациях, не трубит перед собою, как тщеславная ложь. Это сила тихая, спокойная, но совершенно непреодолимая.

Если правда непобедима, то может ли истинный христианин унывать в самых тяжелых обстоятельствах жизни?

Мы должны помнить, что все так изменчиво, непостоянно: сегодня радость, завтра - горе, сегодня - удача, завтра - провал, сегодня - на верху славы, завтра-под гнетом позора и несчастья. Все течет, все меняется. Стоит только переждать, и обстоятельства переменятся. Снова улыбнется жизнь, забудется горе, изгладятся из нашей памяти воспоминания о прошлых несчастьях.

огда в скорбях кто, - говорит прп. Макарий Египетский, - или в проявлении страстей, не должен терять надежду; потому что, отчаянием еще более вводится в душу грех и овладевает ей. А когда имеет кто непрестанную надежду на Бога, - зло теряет свою силу и угасает в ней".

АМИНЬ.






В начало страницы На главную страницу Написать разработчикам: Ольге Черняк, Матвею Родову