Минский приход иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"
Смерть есть избавление от вечной муки: Сам Господь пострадал за нас, тем самым освятил и нашу смерть. Если до этого смерть была проклятьем, которое Господь наложил на род человеческий, то со смертью Христовой это проклятие было снято, и смерть для нас теперь есть врата в Царство Небесное. И если тело наше какое-то время лежит в земле или находится ещё где-нибудь, то душа наша от момента нашей смерти освобождается от телесных уз и идёт туда, куда ей велит Господь. А пути у души два: или в Царствие Небесное, или в Преисподнюю, где она будет ждать Страшного Суда.
В Царствии Небесном, конечно, душа тоже ожидает Страшного Суда, но она не страшится, поскольку знает, что из Царствия Небесного она никуда не денется, она облечется плотью в день всеобщего Воскресения, и будет продолжать свою вечную жизнь со Христом. Души же в Преисподней – они переживают за то, что будет Страшный Суд и какой Суд будет Христов. Потому что у них есть ещё возможность изменить свою участь и не вернуться назад в преисподнюю, а перейти в Царствие Небесное после всеобщего воскресения великим милосердием Божьим. Но для того, чтобы вот таким душам усопших, которые томятся в Преисподней, было легче совершить этот переход в Царствие Небесное, мы за них молимся при земной жизни. И чем больше мы приносим наших молитв и с чем большим чувством молитвенным мы совершаем наши молитвы, тем более доставляем утешения усопшим, которые находятся в преисподней.
Поэтому и святой Иоанн Златоуст говорил о том, что Воскресение Христово – это есть великая радость и в Царствии Небесном, и на Земле, и в Преисподней. Конечно, в Преисподней радуются не бесы, они не могут радоваться делам Божьим, а именно радуются души, которые там находятся временно, до Страшного Суда, или до ещё какого-нибудь времени до Страшного Суда. И милосердием Божьим, по молитвам тех, кто остался на Земле, они могут изменить свою участь, могут перейти в Царство Небесное из Преисподней. И, конечно, в Родительскую субботу, когда мы совершаем такое поминовение усопших, то это, конечно, великое утешение для тех, кто там находится.
Мы же здесь, на Земле, должны задумываться над тем, что душа наша обязательно после нашей телесной смерти куда-нибудь пойдёт, и должны позаботиться о том, чтобы она попала в Царствие Небесное. Господь дал нам заповеди, исполняя которые мы можем попасть в Царствие Небесное наверняка. И одна из этих заповедей, исполняя которую мы туда попадём, – это заповедь о милосердии. «Блаженны милостивые, - сказал Господь, - ибо они будут помилованы». Совершая дела милосердия, в том числе поминовение усопших, мы получаем твёрдую надежду на то, что воскреснем и попадём в Царствие Небесное, и ещё до всеобщего Воскресения, по окончании нашей земной жизни, попадём в Царствие Небесное.
Поминать усопших – это не значит поминать только своих кровных родственников. Мы вспоминаем и своих благодетелей, вспоминаем и врагов, потому, что христианами мы можем считаться только тогда, когда любим своих врагов. Господь говорил, что если вы будете любить только любящих вас, то чем вы отличаетесь от язычников? А вот если вы будете любить врагов ваших, благословлять их и молиться за них, то тогда вы будете моими учениками. Поэтому, если кто-то нам здесь, в нашей земной жизни чем-то досадил, но пошёл на Суд Божий, то, конечно же, делом любви является также его помянуть. Смерть для нас есть, действительно, после смерти и Воскресения Христова, избавление от телесных уз, избавление от скорби, которой исполнена наша земная жизнь, и возможность попасть в Царствие Небесное.
И вот ради этой возможности мы должны трудиться, а это естественно для человека - исполнять волю Божию, любить Бога и любить ближнего. Это то, что нам принадлежит, это то, что наше, то, чего мы не должны лишать сами себя.