Минский приход иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"
Третье воскресенье Великого Поста посвящено воспоминанию и поклонению Честному и Животворящему Кресту Господню. Подобное поклонение бывает три раза в год. Основное поклонение как раз в третье воскресенье Великого Поста, или, по-церковнославянски, в Неделю Крестопоклонную.
Пройдя половину пути поста, мы подходим к его середине. Святые отцы, рассудив, что любому путнику, который прошёл половину пути, необходимо отдохнуть в тени дерева, решили, что этим деревом лучше должно стать Крестное Древо. То есть, животворящий крест, который мы носим на себе, которым нас благословляют при миропомазании (во время Крещения) в начале нашего церковного пути.
Крест сопровождает нас в Церкви, он венчает Церковь, распятие стоит вблизи алтаря, чтобы мы всегда имели перед собой воспоминание о крестной жертве Христовой. Крестное знамение мы накладываем на себя во время молитвы, крестным знамением нас благословляют священнослужители. Крест венчает и нашу земную жизнь. Когда мы упокоимся, то над нашей могилой, по традиции, также воздвигнут крест.
Это всё не случайно, потому, что древние христиане, когда шло формирование церковных обычаев, увидели в крестном знамении знак, отличающий христиан от представителей других вероисповеданий. И этот тот знак, которым мы привлекаем на себя благодать Божию. Поэтому с самых древних времён установился обычай носить на себе изображение креста и во время молитвы осенять себя крестным знамением.
Во времена древней церкви, когда складывался канон великопостных богослужений, святые отцы решили посвятить воспоминанию Креста не только Великую Пятницу, но и середину Великого Поста, чтобы в середине Великого поста и в преддверии Страстной седмицы мы могли, приложившись к Честному Животворящему Кресту, подкрепить свои силы и двинуться дальше, к его окончанию.
Поклонение Кресту совершается в преполовение (в середине) святой четыредсятицы. В субботу вечером на середину храма выносится крест. Особый крест, который выносится всего лишь три раза в год: в Неделю Крестопоклонную, на праздник Изнесения честных Древ Креста Господня 14-го августа и на праздник Воздвижения Животворящего Креста Господня, 27-го сентября. Но самое торжественное и самое насыщенное - духовно и в богослужебном отношении - поклонение кресту совершается именно на Крестопоклонной Неделе, поскольку этот праздник является самым древним праздником поклонения Кресту. Следующие два праздника возникли в более поздние времена и служат дополнительным воспоминанием о Великом Посте.
Поклонение Кресту совершается торжественным образом четыре раза. Первый раз в субботу вечером, когда Крест износится для поклонения; второй раз в понедельник, третий раз в среду, и четвёртый раз в пятницу на четвёртой седмице Великого Поста. После четвёртого поклонения Крест опять уносится в алтарь, из алтаря - в ризницу, где пребывает до 14-го августа.
В Великую Пятницу принято до выноса плащаницы устанавливать посреди храма распятие. Крест выносят уже вечером в Великий Четверг. Так же во многих храмах существует обычай ставить распятие на середину храма, когда читается пассия. В обычный год пассия совершается вечером во второе, третье, четвёртое и пятое воскресенье Великого Поста. Но в этом году, из-за того, что на третьей седмице, в понедельник, совершается празднование в честь обретения главы Иоанна Крестителя и в воскресенье вечером положена полилейная служба, то первая пассия служилась уже в первое воскресенье Великого Поста. И тогда же на середину храма ставилось распятие. Таким образом, мы видим, что в церкви поклонение кресту совершается не только три раза в год, когда это предусмотрено Богослужением, но и по местным церковным обычаям в Великую Пятницу и вечером во второе, третье, четвёртое, пятое воскресенье, или иногда в первое воскресенье, когда служится пассия – служба, посвящённая Страстям Христовым.
Крест в Неделю Крестопоклонную выносится в субботу вечером и вносится в алтарь вечером в следующую пятницу после отпуста изобразительных, перед Литургией Преждеосвященных Даров. В эти дни желательно посетить церковь, может быть, даже в первый день, когда совершается главное поклонение кресту, и все эти дни пребывать в молитве ко Господу, осенять себя крестным знамением и получать от этого благодать Божию, чтобы поклонением Честному Животворящему Кресту обновить в себе память о крестной смерти Христовой и память о домостроительстве Божьем, о промысле Божьем ради нашего спасения, которым подаётся нам всё потребное для того, чтобы мы могли достойно пройти путь нашей земной жизни, пронести свой крест и в конце нашей земной жизни утвердить этот крест, который будет пребывать с нами и в Царствии Небесном, где мы, надеемся, будем пребывать с Господом. Там мы будем поклоняться тому Кресту, который Господь установил посреди рая. / sobor.by/Протоиерей Александр Пронин. Фото borisov-spas.by
При использовании материалов сайта гиперссылка на sobor.by обязательна.