Минский приход иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"
В Школе катехизаторов Минской епархии состоялась встреча, посвящённая 50-летию со дня кончины игумена Никона (Воробьёва). Встреча началась с заупокойной литии, которую совершил директор Школы протоиерей Иоанн Задорожин. Затем отец Иоанн выступил с докладом о минском периоде жизни игумена Никона. С этим сообщением священник выступал на организованной при участии профессора МПДА А. И. Осипова открытой богословской конференции, посвященной 50-летию со дня кончины игумена Никона, которая проходила в октябре 2013 года в Абрамцево.
Короткий двухлетний минский период для отца Никона Воробьёва был знаковым. Здесь молодой Николай Воробьёв принял постриг, здесь был рукоположен в иеродьяконы, потом в иеромонахи. В существовавшей некогда на Козыревском кладбище Свято-Никольской церкви, куда прибыл вместе с епископом Феофаном (Семеняко), он создал слаженный хор, в котором пели в основном бывшие насельницы минского Спасо-Преображенского монастыря, упразднённого в 1924 году. Никольский храм находился за городской чертой, но туда стремились многочисленные верующие. Ровно через два года после своего прибытия в Минск 5 апреля 1933 года иеромонах Никон был арестован и приговорён к 5 годам заключения в концлагере в Сибири.
«В служители культа я перешёл потому, что мои внутренние искания Бога и истины привели меня в результате долгих размышлений и переживаний к несомненному убеждению в существовании Бога и необходимости религии для спасения души. Твёрдо веруя в Бога, естественно было прийти к желанию служить ради Бога, особенно в настоящее время, когда нельзя заподозрить в этом какие-либо корыстные цели», - так написано в деле игумена Никона, которое удалось отыскать в архивах протоиерею Фёдору Кривоносу, известному в Беларуси исследователю этого периода истории. Эти материалы были опубликованы в 3-м номере «Минских епархиальных ведомостей» за 1997 год.
«В предъявленном мне обвинении виновным себя ни в чём не признаю и поясняю, что в контрреволюционных организациях не состоял и не состою. Рясу надел лишь в 1931 году по глубокому убеждению в существовании Бога. Пришёл к этому убеждению в результате исканий всей своей жизни», - говорил отец Никон.
После выступления отца Иоанна участникам встречи был предложен фильм «Воспоминания об игумене Никоне (Воробьёве)», который вышел в свет в 2013 году. В этом фильме о своём духовнике рассказывают профессор МПДА А. И. Осипов, доктор физико-математических наук Ю. И. Янов, служившие с отцом Никоном священники и другие свидетели его подвижнических трудов.
Алексей Ильич Осипов вспоминает: «Когда отец Никон прочитал «Один день Ивана Денисовича», он сказал: «Видно, Александр Исаевич не мог писать, как они жили на самом деле, или жил в каком-то привилегированном лагере. Это курорт по сравнению с тем, что было в других лагерях».
«Не должны мы поддаваться унынию, ропоту за болезни свои и за скорби, ибо установлен Богом закон, более твердый, чем небо и земля, закон, что многими скорбями подобает внити в Царствие Божие. А мы в настоящее время пришли в такой период жизни человечества, когда спасаются исключительно только безропотным терпением скорбей, с верой в Бога и надеждой на Его милосердие. Другими путями сейчас не умеет спасаться никто. Остался для нашего времени только один единственный путь: терпение скорбей. Преп. Исаак Сирин пишет: “Паче всякой молитвы и жертвы драгоценны пред Богом скорби за Него и ради Него”. А всякая скорбь, которую мы принимаем без ропота, с мыслью благоразумного разбойника, именно: что за грехи, для спасения и очищения посылаются скорби, и, следовательно, “достойное по делам нашим приемлем” всякая скорбь при таком отношении к ней вменяется в скорбь ради Господа, крест наш личный преобразуется в Крест Христов, и мы через него спасаемся», - писал отец Никон в письме супругам Маниловым.
Письма игумена Никона (Воробьёва) – это изложенные современным языком мысли святителя Игнатия Брянчанинова. «В этом отношении письма игумена Никона приобретают огромнейшую ценность. Это святоотеческое наследие, которое людям, ищущим веры и истинной жизни, принесёт огромнейшую пользу», - убеждён профессор А. И. Осипов.
Отец Никон говорил:
«Всё, что мы делаем в этой жизни, лишь постольку может иметь ценность пред Богом, поскольку совершается не ради гордости, не ради тщеславия, не ради корысти. Ибо эти 3 категории оскорбляют Бога и уничтожают всё добро, которое, как кажется, делает человек».
«Признаком правильного устроения духовной жизни является не ревность о внешнем церковном делании - посещении богослужений, исполнении молитв, правил, постов. Не это является показателем церковности человека. Всё это нужно делать, но только при одном условии это может служить добру: верным и самым правильным признаком духовного устроения человека является видение своей греховности».
«Критерием правильного духовного направления в жизни человека является всё большее видение этих грехов».
«Христианство является уникальной религией, поскольку даёт человеку средство, которого нет в других религиях – лекарство для лечения ран, которые мы наносим себе грехом. Этим лекарством является покаяние».
«Смирение - это не рабство перед силой, перед начальством, это не бессилие в этой жизни. Истинное смирение - это то, которое проистекает из видимости своей греховности и неспособности самому справиться с этим».
«Держитесь за творения Игнатия Брянчанинова. Этот истинный наставник, который дан Богом последующим поколениям. И если кто хочет знать что-то о духовной жизни и хочет что-то сделать в своей собственной жизни, тот найдёт у святителя Игнатия Брянчанинова ответы на все вопросы, которые могут возникнуть».
В фильме «Воспоминания об игумене Никоне (Воробьёве) его духовное чадо Алексей Ильич Осипов рассказывает о судьбе своего духовника, об удивительной силе его молитвы, о прозорливости.
Удивителен рассказ о судьбе этого ищущего и разносторонне одарённого человека, который в годы юности придерживался атеистических взглядов. Родившийся в православной крестьянской семье, с детства выстаивавший длинные службы, в годы учёбы в реальном училище он стал атеистом, что было обычным среди молодых людей конца 19 - начала 20 века. Но он был человеком ищущим. В поисках смысла жизни серьёзно занимался самообразованием. Был прекрасным математиком, замечательно рисовал, хорошо играл на скрипке, был блестящим оратором, очень глубоко изучал философию. Для того, чтобы читать в оригинале французских и немецких мыслителей, изучил языки.
Но впоследствии он писал: «Изучение философии показало, что каждый философ считал, что он нашёл истину. Но сколько их, философов, было? А истина одна. И душа стремилась к другому. Философия - это суррогат; всё равно, что вместо хлеба давать жевать резину. Питайся этой резиной, но сыт будешь?».
Не найдя смысла жизни в философии, он поступил в Петроградский психоневрологический институт, который бросил, не проучившись и двух лет.
«Я увидел: психология изучает вовсе не человека, а «кожу», - скорость процессов, апперцепции, память... Такая чепуха, что это тоже оттолкнуло меня», - говорил батюшка.
В 1915 году двадцатилетний Николай Воробьёв вдруг ощутил состояние полной безысходности, стали приходить мысли о самоубийстве, он почти в отчаянии, воскликнул: «Господи, если Ты есть, то откройся мне». И Господь открылся.
«Невозможно передать, - говорил батюшка, - то действие благодати, которое убеждает в существовании Бога с силой и очевидностью, не оставляющей ни малейшего сомнения у человека…Так Господь открылся мне, что я припал к земле со словами: «Господи, слава Тебе, благодарю Тебя! Даруй мне всю жизнь служить Тебе! Пусть все скорби, все страдания, какие есть на земле, сойдут на меня, - даруй мне всё пережить, только не отпасть от Тебя, не лишиться Тебя».
С тех пор, пройдя через горнило военных лагерей, пережив годы лишений, живя в нищете, он всей своей жизнью убеждал окружающих в ценности Православия в его истинности как таковой.
Игумен Никон скончался в 1963 году в Гжатске. Люди, хорошо знавшие его при жизни, испытавшие на себе силу его молитвы, во время погребения испытывали чувство удивительной радости. «Даже неудобно, стыдно было за себя», - рассказывают они в фильме. «Но была радость, состояние мира», - говорит профессор Осипов, который спустя годы после кончины отца Никона нашёл в творениях святителя Игнатия Брянчанинова слова о том, что одним из признаков приятия Богом души усопшего человека является тонкая радость и мир души.
Эта встреча для многих учащихся Школы катехизаторов стала октровением. На память о ней им были вручены книги игумена Никона Воробьёва «О началах жизни», переданные А. И. Осиповым.
Посмотреть фильм «Воспоминания об игумене Никоне Воробьёве» (2013 г.) можно по ссылке http://www.youtube.com/watch?v=FMpAJ8IMewY. Этот фильм во многом перекликается с вышедшим в 2005 году документальным фильмом Информагенства БПЦ «Родная душа» http://www.youtube.com/watch?v=2NxCxZEtXQg.