Минский приход иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"
Фотовыставка «300 лет бытия.Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра» открылась 20 октября в Центре духовного просвещения и социального служения Белорусского Экзархата «Всех скорбящих Радость». Выставка включает 80 фотографий, среди которых фотоработы 1913 года и снимки современных фотографов. Автор исторических фотографий-Карл Булла. Немец по происхождению, он считается отцом российского фоторепортажа.
Кроме чёрно-белых снимков Карла Буллы, в экспозицию вошли работы современных фотохудожников Михаила Манина, Юрия Костыгова и Александра Петросяна, которые отражают современную жизнь обители. Рассматривая старые фотографии, Вы можете увидеть Лавру 100 лет назад: её храмы, другие постройки, случайно попавших в кадр людей. На одной из фотографий - рака с мощами благоверного князя, которая была изъята после революции.
И уже на фотографии1989 года обитель ликует – возвращается святой благоверный князь, мощи которого более полувека находилось в Музее истории религии и атеизма.
Современные фотографии отражают сегодняшнюю жизнь обители: её храмы и мастерские, Андреевский скит. Вот идёт работа в фарфоровой мастерской, вот отражена атмосфера монастырской иконописной. На современных снимках – отреставрированные и новые храмы: Никольская церковь, домовая церковь святого преподобного Серафима Вырицкого, храм Иоанна Предтечи, домовая церковь святителей Иннокентия и Софрония Иркутских, Свято-Троицкий собор, Предтеченский храм, церковь в честь Казанской иконы, надвратная церковь в честь иконы «Всех скорбящих Радость». Здесь же известные святыни обители-«Невская Скоропослушница» с пронзительным взглядом и «Спаситель в белом хитоне».
Посетители выставки могут приложиться к сопровождающей экспозицию иконе с частицей мощей святого благоверного Александра Невского.
Организатор выставки - Геннадий Муравьёв, представитель комитета «Серафим Вырицкий» Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры, правнук преподобного Серафима.
Как рассказал Геннадий Александрович, выставка путешествует по всему миру. Она существует в трёх экземплярах, поэтому в настоящее время одновременно представлена вниманию жителей Минска, Рыбинска и Белграда. И её уже ждут в Роттердаме, Нижнем Новгороде и Белгороде. В то же время к дню празднования 300-летнего юбилея в Лавре готовится более полная экспозиция из 400 снимков.
В Центре духовного просвещения и социального служения Белорусского Экзархата выставка ориентировочно продлится до 15 ноября.
Интересно, что в мастерской Радосте-Скорбященского прихода будет написан образ преподобного Серафима Вырицкого. По замыслу Геннадия Муравьёва, он должен быть написан с соблюдением иконописных канонов, но с сохранением индивидуальных черт святого. Опыт написания такого образа уже есть у приходского иконописца Ольги Черняк, которая недавно закончила работу над образом святителя Иоанна Шанхайского. При работе над иконой ей удалось органично сочетать каноническую иконопись и портретное сходство.
Справка по материалам www.pravenc.ru: Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра(С.-Петербургской и Ладожской епархии) - первый мон-рь С.-Петербурга, расположен у впадения Чёрной речки (р. Монастырки) в р. Неву. Впервые упомянут в записке «О начале Невского монастыря» в июле 1710 г., когда царь Петр I, осмотрев место близ Чёрной речки, повелел основать здесь мон-рь в память о победе в 1240 г. войска св. блгв. кн. Александра Ярославича Невского над шведами. 20 февр. 1712 г. Петр I назначил первым архимандритом обители администратора духовных дел столицы Феодосия (Яновского), «дабы начинал на осмотренном месте строить монастырь». Средства на строительство давал состоятельный валдайский Иверский Святоезерский муж. мон-рь, приписанный в 1712 г. с вотчинами и доходами к новой обители, а также имения Александро-Невского мон-ря (А.-Н. м.) в Олонецком крае. Земельные владения строящегося мон-ря включали 5 тыс. кв. саженей на обоих берегах Невы.
Офиц. датой основания А.-Н. м. принято считать день освящения первой деревянной Благовещенской ц.- 25 марта 1713 г. (разобрана в авг. 1787), хотя уже с 1712 г. в мон-ре жили иноки по общежительному уставу и началось строительство обители. Летом 1712 г. сформировался штат «монастырских слуг и всякого чина служителей» и на левом берегу Чёрной речки началось возведение келий и др. работы, для к-рых была проложена дорога, соединившая место постройки с С.-Петербургом (ныне Невский проспект). А.-Н. м. стал одним из первых крупных архитектурных ансамблей сев. столицы. За период строительства сменилось неск. архитекторов, однако основная идея была заложена в «Генеральном плане строения» архит. Д. Трезини, по проекту к-рого в 1717 г. началось строительство из кирпича всего комплекса мон-ря. К 1727 г. мон-рь имел 4 храма, колокольню с 5 колоколами, 5 каменных корпусов, деревянные кельи, сад. В 1756-1765 гг. по проекту М. Д. Расторгуева были возведены юж., в 1760-1773 гг.- сев. линии лаврских построек с угловыми башнями (Семинарский и Просфорный корпуса). В 1780 г. архит. И. Е. Старов, устроив главный въезд со стороны города, включил в ансамбль мон-ря левобережье Монастырки, охватив ее низкими каменными стенами.
Одной из основных целей создания А.-Н. м. по замыслу Петра I была подготовка кандидатов в архиереи, поэтому штат обители формировался из наиболее образованных пострижеников др. обителей, вызывавшихся в Петербург по царским указам. В 1713 г. архим. Феодосий испрашивал у Петра «благоволение, дабы, кроме здешнего монастыря, монахов в архиереи и в знатные архимандриты не производить», на к-рое царь ответил указом, утвердившим это положение. В первые годы существования мон-ря братия была непостоянной и малочисленной (в 1714 - 1 иеромонах, в 1715 - 4 иеромонаха и 2 иеродиакона), но уже в 1716 г. насельник обители иером. Иоаким был хиротонисан во епископа Астраханского, а иером. Павел - во епископа Вологодского. В дальнейшем значительная часть епископата РПЦ вышла из стен А.-Н. л. В 1720 г., когда настоятель архим. Феодосий (Яновский) был хиротонисан во епископа Новгородского, А.-Н. м. стал резиденцией Новгородских архиереев. После образования С.-Петербургской епархии, с 1742 г., архимандритами А.-Н. м. являются С.-Петербургские архиереи. До учреждения в 1721 г. Святейшего Синода А.-Н. м. был церковно-адм. центром столицы. В 1797 г. именным указом имп. Павла I мон-рь получил статус лавры со следующим штатом: наместник, благочинный, эконом, духовник, ризничий, уставщик, 30 иеромонахов, 18 иеродиаконов, 24 монаха, 20 больничных.
К сер. XVIII в. А.-Н. м. стал центром духовного просвещения епархии. 31 дек. 1724 г. вышел указ Петра I «Объявление о монашестве», в к-ром император требовал от монашества социально активного и «полезного» для об-ва служения. Одной из реализаций этого указа стало создание в А.-Н. м. духовного учебного заведения для формирования «ученого братства» - рус. ученого монашества. Особым послушанием ученых монахов в обители было произнесение проповедей, перевод и составление собственных богословских сочинений. 25 окт. 1721 г. распоряжением архим. Феодосия в А.-Н. м. была основана Славянская школа, ставшая основой всех учебных заведений столицы. В 1726 г. она была преобразована в Славяно-греко-латинскую семинарию, а в 1788 г.- в Главную семинарию. Ее преподаватели занимались научной и издательской деятельностью. Трудами ректора семинарии иеродиак. Никодима (Пученкова) и архим. Иоасафа (Маткевича) были подготовлены переиздания Киево-Печерского патерика, а также житий святых свт. Ростовского Димитрия (Туптало). В 1797 г. Главная семинария была преобразована в Александро-Невскую ДА, после реформы 1809 г. переименованную в Санкт-Петербургскую Духовную Академию. По Высочайшему указу от 13 дек. 1719 г. при А.-Н. м. была создана С.-Петербургская типография. Первыми ее изданиями стали поучение еп. Феофана (Прокоповича) в день памяти св. Александра Невского, 3 слова иером. Гавриила (Бужинского) о победах рус. армии, «Букварь», «Раскольничьи вопросы и ответы», «Пращица духовная». Типография просуществовала до 1727 г., затем была переведена в Москву, в 1736 г. возвращена в мон-рь для печатания Библии. В лавре находилась богатейшая б-ка, а с 1910 г.- древлехранилище. В 1913 г. в А.-Н. л. были учреждены богословские и общеобразовательные курсы для певчих.
Перед Октябрьской революцией 1917 г. земельные владения А.-Н. л. насчитывали 13 090 дес., капитал исчислялся 3 млн. р., значительная его часть тратилась на благотворительность. С 1714 г. в лавре существовала богадельня, куда определялись отставные военные. Лавра содержала дом призрения и Исидоровское жен. епархиальное уч-ще. В годы первой мировой войны насельники А.-Н. л. оборудовали и отправили на фронт передвижной лазарет, в самой обители также был открыт лазарет. Число братии в нач. XX в. составляло от 130 до 150 чел. А.-Н. л. принадлежал открытый в 1908 г. Серафимо-Антониевский скит в мест. Зареченье Лужского у.
Постановлением от 7 июля 1923 г. городские власти изъяли у братии А.-Н. л. все помещения, кроме храмов. В мае 1920 г. были вскрыты мощи св. блгв. кн. Александра и опечатана рака; с 1922 г. мощи находились в фондах Музея истории религии и атеизма, рака - в музее Эрмитажа. С сент. 1922 по окт. 1923 г. лавра принадлежала обновленцам (см. обновленчество), с окт. 1923 по 1926 г. часть храмов принадлежала Русской Церкви, часть - обновленцам, в 1928-1931 гг. часть храмов принадлежала РПЦ, часть - иосифлянам. В 1931 г. все действующие храмы отошли Патриаршей Церкви. С 1920 г. лаврский ансамбль находится под охраной гос-ва, получив статус памятника культуры. 6 июля 1925 г. договор с «двадцаткой» лавры был расторгнут и взамен заключены договоры с прихожанами отдельных храмов. К 1936 г. все храмы лавры были закрыты, с тех пор на ее территории размещалось до 17 учреждений.
В 1957 г. Свято-Троицкий собор А.-Н. л. был передан РПЦ, при нем образовался приход. Настоятелем собора стал правящий архиерей С.-Петербургской епархии, назначавший наместников собора в сане протоиереев. 3 июня 1989 г. трудами митр. Ленинградского и Новгородского Алексия (Ридигера) в собор были возвращены мощи св. Александра Невского. В 1987 г. была открыта Никольская кладбищенская ц. Летом 1995 г. С.-Петербургской епархии частично был передан Духовский корпус. Первым и. о. наместника А.-Н. л. был назначен епархиальный духовник архим. Кирилл (Пачис), в окт. 1996 г. наместником стал архим. Назарий (Лавриненко). 14 сент. 1995 г. в Троицком соборе состоялось первое монастырское богослужение, а 3 нояб. 1997 г. приходское собрание Троицкого собора было упразднено и собор получил статус монастырского. 5 апр. 1996 г. при участии Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, духовенства С.-Петербургской епархии, города и руководства ЦНИИ «Прометей», к-рому принадлежало к тому времени большинство зданий лавры, состоялась «символическая» передача комплекса лаврских помещений РПЦ. Фактически же к нач. 2000 г. лавре была передана лишь четверть тех помещений, к-рые значились в акте о возвращении: Духовский, Просфорный корпуса, часть Феодоровского корпуса и часть митрополичьего корпуса, где находится епархиальное управление и рабочая резиденция митр. С.-Петербургского Владимира (Котлярова). 18 апр. 2000 г. митр. Владимир и генеральный директор ЦНИИ «Прометей» подписали «акт об окончательной передаче» в собственность РПЦ всех зданий лавры.
К 2000 г. в лавре проживал 21 чел. братии: 2 архимандрита, 2 игумена, 8 иеромонахов, 4 иеродиакона, 1 монах и 4 послушника. При А.-Н. л. действуют иконописная школа, керамические и фарфоровые производства, златошвейные мастерские. Главными праздниками А.-Н. л. являются: Св. Троицы, Покрова Пресв. Богородицы (1 окт.), иконы Божией Матери «Скоропослушница» (9 нояб.), блгв. вел. кн. Александра Невского (23 нояб.- день преставления, 30 авг. и 21 мая - 1-е и 2-е перенесения мощей). / sobor.by/
При использовании материалов сайта гиперссылка на sobor.by обязательна.