Минский приход иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"
27 апреля в минском приходе в честь иконы "Всех скорбящих Радость" состоялась встреча в память об архиепископе Вроцлавском и Щецинском Иеремии, который отошёл ко Господу в ночь с 16 на 17 апреля после долгой тяжёлой болезни.
Встреча прошла в неформальной тёплой атмосфере и началась с заупокойной литии в домовой церкви в честь святых мучеников младенцев Вифлеемских в учебном корпусе Радосте-Скорбященского прихода.
Владыка Иеремия на протяжении многих лет активно участвовал в совместных социальных и просветительских проектах Польской и Белорусской Православных Церквей. Будучи уроженцем небольшой деревни Одринки на Белосточчине, он всегда подчёркивал свои этнические белорусские корни.
Молитвенно почтить владыку, поделиться воспоминаниями о нём, его наставлениями пришли настоятель прихода "Всех скорбящих Радость" протоиерей Игорь Коростелёв, председатель Синодального информационного отдела Белорусской Православной Церкви протоиерей Сергий Лепин, профессор Минской духовной академии и семинарии протоиерей Сергий Гордун, клирик прихода храма Петро-Павловского собора Минска протоиерей Юрий Залоско, прихожане и члены братства в честь Виленских мучеников (г.Минск) во главе с председателем братства Николаем Матрунчиком, с которыми владыка Иеремия наиболее тесно общался. Из Польши приехали Евгений Чиквин — многолетний депутат польского Сейма, один из основателей Братства православной молодёжи Польши, главный редактор польского журнала “Православное обозрение” и Анна Радюкевич — директор фонда имени кн. Константина Острожского в Белостоке, редактор журнала “Православное обозрение” .
Профессор Минской духовной академии и семинарии протоиерей Сергий Гордун не раз встречался с владыкой Иеремией при жизни. По его словам, это были тёплые встречи, после которых в душе воцарялся мир и спокойствие.
Протоиерей Сергий Гордун
- Гэта быў чалавек выхаваны адразу ў царкоўнай праваслаўнай традыцыі, і які свядома ўсё сваё жыццё жыў у Царкве і працаваў дзеля Царквы і ў славу Гасподню. Я ведаю, што калісьці міранінам ён вёў актыўную працу сярод праваслаўнай моладзі ў Польшчы, потым прыняў манаства, пачалося ў хуткім часе яго пастырскае і епіскапскае служэнне. Гэта быў чалавек вялікай духоўнай адукацыі. Багасловы ёсць. Але не так шмат супадзенняў, калі мы бачым архіерэя і разам з тым багаслова, адукаванага на найвышэйшым сусветным узроўні. У яго быў такі ўзровень. Яго ведаюць як выкладчыка, ён быў цудоўным прапаведнікам. Яго пропаведзі былі вельмі прадуманыя, падрыхтаваныя, па майму ўражанню, у нечым яны набліжаліся да лекцый. Гэта не была пропаведзь на 5-10 мінут, а значна больш. Гэта быў духоўны аналіз тэмы з глыбокім разглядам Свяшчэннага Пісання, са зваротам да святых айцоў, з навуковым каментарыем тэкста Свяшчэннага Пісання, ён часам спасылаўся на грэчаскі арыгінал.
Ён сапраўды быў багасловам і архіерэем усяленскага маштабу. І разам з тым быў чалавекам вельмі сціплым, вельмі добрым, заўжды даступным. З ім непасрэдна можна было абмяркоўваць любыя сітуацыі з жыцця царкоўнага і ў Польшчы, і ў Расіі, і ў Беларусі, і ва ўсяленскім праваслаўі. Разам з тым у яго была нацыянальная свядомасць. Ён заўжды пазіцыяніраваў сябе беларусам. Памятаю, як пры ім нехта сказаў, што беларусы - гэта людзі, якія гатовы ўсё цярпець, з усім змірыцца і нічога не хочуць змяніць. На гэта ён сказаў "не, я з гэтым не згаджаюся, мы, беларусы́, можам доўга цярпець, але нас цяжка зламаць, мы будзем цярпець, але настойваць на сваім і жыць так, як лічым патрэбным". Мне здаецца, сам уладыка Іерэмія быў такім - ціхім, спакойным, ён не ўступаў у гарачую палеміку, разам з тым у яго была цвёрдая пазіцыя праваслаўная, якую ён мог выказаць заўжды ў зразумелых і прымальных словах, - вспоминает Сергий Гордун.
Протоиерей Сергий Лепин
У председателя Синодального информационного отдела Белорусской Православной Церкви протоиерея Сергия Лепина владыка Иеремия в своё время был научным руководителем при написании докторской диссертации:
- Владыка Иеремия был человеком очень большого сердца и не менее великих знаний. При первом знакомстве меня поразила его открытость и какая-то особенная теплота, под воздействием которой хотелось оставаться как можно дольше. Владыка был не просто хорошим архиереем, но и великолепным дипломатом - он пользовался уважением христиан разных конфессий, его почитали и старокатолики, и католики, и евангелики, и даже иудеи. Он относился к достаточному консервативному кругу пастырей, но это не мешало ему, а, наоборот, вдохновляло на служение в органах, которые занимаются межконфессиональными делами. Он умел соединять в себе ревность о вере с чрезвычайной доступностью, терпимостью и толернатностью ко всем людям, независимо от их религиозных взглядов и жизненных позиций. Такое сочетание качеств - консерватизм и толерантность - было удивительным. Прежде всего владыка был консервативен и требователен к себе. А к другим он был добр, открыт, терпелив и милосерден. Это был человек, которого нельзя было не любить. Дай Бог, чтобы среди пастырей и вообще христиан было как можно больше таких людей.
Николай Матрунчик
- Самым галоўным, чаму я навучыўся ад уладыкі Іерэміі, а супрацоўнічалі мы з ім больш за 20 гадоў, гэта пераадольваць усялякія неспадзеўкі любоўю і толькі любоўю, - поделился председатель братства в честь Виленских мучеников (г.Минска)Николай Матрунчик.
Евгений Чиквин
Многолетний депутат польского Сейма, главный редактор польского журнала “Обозрение православное” Евгений Чиквин познакомился с владыкой Иеремией в 1969 году, когда сам был студентом политехнического института в Варшаве, а архиепископ Иеремия ещё не был в духовном сане. Именно по благословению владыки Евгений Чиквин пошёл в политику.
- Не нахожу слов, чтобы выразить, кем для меня был владыка Иеремия. Могу сравнить его с родителями. В 1969 году владыка, тогда ещё светский человек, пригласил после службы в соборе нас, молодых студентов, на встречу-беседу о Церкви. Мы, православные, были меньшинством в Польше, были молодыми и искали ответа - кто мы. Мы очень быстро почувствовали, что этот человек очень аутентичный в том, что говорит о христианстве, о православии и Церкви. Владыка посвятил 10 лет своей жизни работе с молодёжью: 5 лет с нами и потом ещё 5 лет со следующим поколением студентов. Из этой среды студентов, которых он вёл (а встречались мы почти каждое воскресенье и не только - были и поездки, и инициативы), в 1979 году официально образовалось Братство православной молодёжи Польши. Это был результат его трудов. Его подвиг. Став епископом и позже архиепископом, он поддерживал эти труды.
Помню, как он, когда ещё не был в сане, во время создания нашего братства предупредил нас о возможных опасностях в связи с его организацией, на что я сказал, что если кто-то пострадает, то, наверное, первым будет он. А он задумался и сказал: "О, если бы Бог дал мне мученический венец!"...И мы почувствовали, что он этого хочет. Бог дал ему тяжёлый крест - на землях, где он служил, были очень маленькие общины православные. Он помогал им финансово за счёт средств, которые он получал как ректор академии и за выступления с докладами на Западе. Когда перед смертью он долго и тяжело болел, чувствовалось, что он испытывает духовную радость.
Он не любил церемоний, всегда когда нас принимал, не позволял, чтобы кто-то подавал чай, но он сам всё это делал. Всегда при возможности служил другим людям.
Думаю, кроме литургической жизни, целью владыки было привести мирян к пониманию, что такое истинное православие и истинное христианство. Что каждый из нас призван к царственному священству. И он нам это вкладывал, что нет в Церкви онтологической разницы - все крещёные равны, но есть разные служения (епископство, священство, дьяконство и другие), что священство и миряне равны в своём призвании изменять мир. А как его изменять? Прежде всего искореняя грехи в своей личной жизни, а потом и в общественной.
Всеми способами он пытался передать нам, что миряне должны быть активны в жизни Церкви, но с другой стороны он был очень последовательный и категоричный относительно Устава, относительно иерархии между священниками и мирянами.
Я никогда не думал идти в политику, но владыка меня благословил, сказал, что это надо. Что для христианина нет разницы работать в церковной или общественной сфере - всё направлено к одному. Благодаря владыке моя супруга приняла православие и , думаю, что и сын под влиянием владыки поступил в семинарию и принял священство.
Часто думаю, какой была бы моя жизнь и жизнь православных Польши, без владыки Иеремии? Моя жизнь была бы совсем другой. Я бы никогда не был председателем братства, не знаю, было бы братство без него, никогда бы не был депутатом, не инициировал бы создание нашего православного журнала (“Обозрение православное” - прим. Ред.).
Владыка часто говорил, что счастье для христианина отойти в пасхальный период. Знаю, что в пятницу Страстной седмицы врачи сказали, что остались часы и он отойдёт, но тем, кто пришёл с ним попрощаться владыка сказал "нет, я поживу до Пасхи". Так и случилось.
С одной стороны скорбь, что владыка ушёл, но с другой - чувство такой радости, что владыка был в нашей жизни!
Анна Радюкевич
- Владыка Иеремия соединял в себе большой интеллект, разум и мудростсть со смирением, - вспоминает о владыке директор фонда имени кн. Константина Острожского в Белостоке, редактор журнала “Обозрение православное” АннаРадюкевич - Удивляла его любовь к человеку, даже к самому простому, даже к алкоголику, к вору. К любому - любовь. Рядом с владыкой никто не чувствовал, что он большой высокий иерарх. Любовь и смирение, разум и вера - он все эти качества в себе соединял.
***
Похоронили владыку Иеремию в Варшаве на кладбище при храме святого Иоанна Лествичника.