Минский приход иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"
В Национальном историческом музее Республики Беларусь завершилась и на месяц переместилась в Полоцк необычная выставка 130 уникальных архивных фотографий, сделанных в первой половине ХХ века белорусским фотолюбителем, священником Павлом Константиновичем Волынцевичем. Фотографии отпечатаны аналоговым и цифровым способами с оригинальных негативов на стекле из частной коллекции Дмитрия Серебренникова и Игоря Сурмачевского, а также предоставлены внучкой отца Павла Людмилой Николаевской-Волынцевич. На снимках запечатлены сам отец Павел, его семья и близкие, гости, простые люди и события жизни отца Павла – семейные праздники, крестный ход, учебные занятия сына, интерьер кабинета, уборка урожая, труд на пасеке. Сегодня это ценное историческое свидетельство о жизни небольшого православного прихода в белорусской глубинке. Самый старый негатив коллекции датируется 1900 годом, последний – 1949-1953-м. Отец Павел начал снимать в местечке Косута на Вилейщине - первом месте своего служения, потом снимал в Узменах (теперь Витебской обл., Миорский район), где прослужил 43 года в Свято-Никольской церкви, в Крево, Собакинцах, Шерешево и Волковыске (теперь Гродненская область). Теперь установлено, что отец Павел был человеком разносторонних интересов. Помимо фотографии и живописи, он интересовался астрономией, политикой и пчеловодством. Все его знакомые и прихожане имели возможность пользоваться большой библиотекой, собранной отцом Павлом. В 1948 году в Собакинцах (теперь Первомайское), где жили Волынцевичи, во время пожара погибли книги, фотоальбомы, портреты, но большая часть негативов на стекле сохранилась в Узменах. В начале 2010 года минский коллекционер Дмитрий Серебрянников и известный белорусский фотограф Владимир Сутягин завершили работу с фотографической коллекцией негативов на стеклах. В течение полутора лет в республиканских и епархиальных архивах проводилась большая исследовательская работа, устанавливались имена самого фотографа, людей, запечатленных его фотоаппаратом, последовательность событий и снимков. На всех фотографиях были указаны даты и места съемки, но лишь один раз - имя автора. Один из авторов выставки дизайнер и коллекционер Игорь Сурмачевский сказал в интервью: «Я бы сказал, что это не любительская, а профессиональная фотография. Потому что в то время и в тех условиях он смог получить кадры, которые и сейчас не каждый может сделать. Сейчас можно просто щёлкнуть, и то не знаешь, получится кадр или нет, а тогда, сто лет назад…» Дмитрий Серебрянников, непосредственно готовивший выставку, отметил: «Отец Павел Волонцевич оставил нам то, что позволило воочию представить себе жизнь нашей страны за добрые пятьдесят лет, начиная с 1900 года, последняя фотография датирована 1953 годом. Из фотографов любителей, потому что батюшка снимал только для себя, на сегодняшний день это самое большое собрание фотографий. Ничего подобного по разнообразию сюжетов, направлений нет». / sobor.by/
При использовании материалов сайта гиперссылка на sobor.by обязательна.