Минский приход иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"
Сретение Господне – это великий двунадесятый праздник, который празднуется пятнадцатого февраля, на сороковой день от Рождества Христова. В этот день Пресвятая Богородица и Иосиф Обручник пришли в храм Божий по еврейскому обычаю, чтобы принести жертву за Богомладенца и за Божию Матерь. За Богомладенца – потому что он был первенцем мужского пола, а первенцы мужского пола должны были выкупаться у Господа еврейскими семьями в память о том, что евреи были спасены из египетского плена вследствие гибели всех первенцев мужского пола в Египте. В благодарность Господу за это они должны были приносить жертву за первенца мужского пола, который рождался в еврейской семье. Также в сороковой день у евреев было принято приносить жертву за мать ребёнка – и мужского пола, и женского, – поскольку евреи считали, что первородный грех, который передали по наследству Адам и Ева, передаётся именно через женщин. Для того, чтобы женщина могла вернуться в еврейское общество, на сороковой день она должна была принести за себя жертву очищения Господу.
Божия Матерь и Иосиф Обручник принесли в жертву двух птенцов голубиных. Это была минимальная жертва, ибо Божия Матерь и Иосиф Обручник были бедными людьми, и у них просто не хватало средств на более крупное приношение. В Иерусалимский храм они пришли вместе с Богомладенцем. По церковному преданию, священник Захария, который был отцом Иоанна Крестителя, поставил Божию Матерь не в том месте, где стояли женщины, а там, где стояли девы. Когда другие сослужители спросили у него, почему он женщину, родившую ребёнка, ставит среди дев, он сказал, что это Дева Мария, и она осталась Девой и после рождения Младенца. Поскольку он был единственным священником в то время в храме, то другие служители ничего не смогли ему возразить. Поэтому Божия Матерь с Богомладенцем стала со стороны дев.
В это время в храме находились два пророка: старец Симеон и пророчица Анна. Старец Симеон был одним из авторов перевода Ветхого Завета на греческий язык, одним из семидесяти толковников. Ему досталась для перевода книга пророка Исайи. Когда он прочитал слова пророка о том, что Дева родит Сына, он подумал, что это, вероятно, ошибка, и захотел написать вместо «Дева» «молодая женщина». На это ему было вразумление от Господа: именно Дева родит Сына. Чтобы убедиться в этом, он не умрёт, пока сам не увидит исполнения этого пророчества. По преданию, Симеон прожил более трёхсот лет, и, обременённый многими старческими болезнями и немощами, с нетерпением ожидал, когда же родится Сын от Девы, чтобы, наконец, отпустить его в мир иной.
В этот день, находясь в Иерусалиме, он услышал вразумление от Господа: «Пойди в храм и увидишь исполнение пророчества». Когда он пришёл в храм, то Дух Святой подвёл его в то место, где была Божия Матерь с Богомладенцем. Дух Святой открыл ему, что этот Богомладенец и есть исполнение пророчества, ибо Божия Матерь стояла не на стороне женщин, а на стороне дев. Она была единственной девой с ребёнком на руках. Тогда старец Симеон подошёл к Божией Матери – а он был довольно известным человеком в Иерусалиме и все знали, что он ждёт исполнения пророчества Исайи, – и, конечно же, Божия Матерь отдала ему на руки Богомладенца и услышала чудесную молитву, которую сказал старец Симеон:
«Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром; яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля». То есть: «Сегодня Ты, наконец, отпускаешь Твоего раба, Господи, как и обещал, с миром, ибо увидели глаза мои спасение, которое Ты даровал миру, этого Младенца, Которого я держу сейчас на руках, Который будет Светом для просвещения всех народов и славою людей Израиля».
В это же время в храме находилась и пророчица Анна, которая была вдовицей от молодых лет, прожила при храме до глубокой старости и была исполнена Духа Святого. Услышав слова старца Симеона, она тут же поняла их тайный смысл и стала всем рассказывать о том, что исполнились слова пророка Исайи: в Израиле родился Спаситель мира Христос. Старец Симеон вернул Богомладенца Божией Матери и, обрадованный этим посещением Господа, вышел из храма и вскоре преставился ко Господу. А пророчица Анна ещё прожила долгие годы и все эти годы рассказывала о родившемся Спасителе.
В переводе с церковнославянского языка слово «сретение» означает «встреча». Это встреча старца Симеона и пророчицы Анны с Господом. Это, образно, встреча Ветхого и Нового Завета. Лучшие представители Ветхого Завета – пророки, праведные люди - старец Симеон и пророчица Анна увидели родившегося Богомладенца и, обрадованные, стали рассказывать об этом всем людям. В этом празднике также присутствует и прославление Божией Матери, поэтому этот праздник считается Богородичным, хотя и называется Сретение Господне: это прославление Божией Матери, которое состоялось пусть и в небольшом кругу людей, но людей действительно избранных от народа Израилева, при этом не принадлежавших к роду Божией Матери или старца Иосифа. Последние скорее принимали Богомладенца Иисуса Христа не как Спасителя мира, но как достойного члена своего рода. Здесь же мы видим, что совершенно посторонние люди прославляют родившегося Господа. Это встреча Богомладенца с людьми, хотя и посторонними, но обладавшими авторитетом для многих в Израиле, и это первая открытая встреча Господа с представителями человеческого рода, напрямую не причастными к рождению Спасителя.
Поэтому и мы в этот день прославляем родившегося Богомладенца, Который был принесён в храм Божий, чтобы через Духа Святого открыть Своё предназначение старцу Симеону и пророчице Анне. Мы прославляем и Божию Матерь, которая была прославлена тем, что пророк Захария, отец Иоанна Крестителя, поставил её на месте дев, тем самым открыв для многих, что она осталась Девой и по Рождестве Христовом, подчеркнув исполнение пророчества Исайи. Хотя Божия Матерь и принесла жертву очищения за себя, мы понимаем, что она в очищении не нуждалась. Действительно, это было первым шагом в её общественном прославлении, поскольку было подчёркнуто, что она Дева Мария, хотя и Божия Матерь.
Этот праздник совершается накануне Великого поста. Великий пост начинается или в сам календарный день праздника Сретения Господня, когда Пасха ранняя, или позже. В последнем случае поблизости от праздника Сретения пребывают подготовительные недели к Великому посту. В этом году праздник Сретения Господня совпадает с неделей о Страшном Суде, когда мы вспоминаем о том, что будет в конце времён, внушая себе настоятельную необходимость покаяться прежде Судного Дня, чтобы в этот великий и страшный День иметь оправдание от Господа. Очень символично, что в этом году праздник Сретения Господня совпадает с неделей о Страшном Суде. Встреча с Господом у нас происходит всегда, когда мы молимся Господу. Но есть и особенные дни, когда мы празднуем для себя лично эту встречу с Господом: это день нашего крещения, когда нас впервые посещает благодать Святого Духа – первое Таинство, которое вводит нас в Церковь; это день первого Причастия, когда мы впервые встречаемся с Телом и Кровью Христовыми; это любой день, когда мы причащаемся Святых Христовых Таин. Действительно, подобно как старец Симеон взял на руки Богомладенца, так и мы в день причастия принимаем в себя Тело и Кровь Христовы, и недаром после этого мы читаем среди благодарственных молитв молитву старца Симеона «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко». Это напоминание нам и о дне нашей смерти, поскольку старец Симеон достиг цели своей жизни, увидев Богомладенца. Мы также могли бы умереть в день нашего Причастия, поскольку мы уже исполнили своё предназначение в этом мире. Но Господь ждёт, что мы ещё и ещё раз послужим Ему, как пророчица Анна, которая прожила гораздо дольше, чем старец Симеон, после встречи с Господом. Она много послужила прославлению Господа и подготовке народа Израилева к дальнейшему общественному служению Господа, которое начало осуществляться через тридцать лет после Сретения. Те, кто слышал слова пророчицы Анны, ждали, когда Господь явит Себя миру. И Господь явил Себя после Крещения от Иоанна Крестителя на реке Иорданской.
Сорок дней после Своего Рождества Господь пребывал в безвестности для мира. Тогда только пастухи рассказали о Нём некоторым людям, но пастухам почти никто не верил, ибо они были людьми простыми. Но когда о Нём сказали известные и почитаемые пророки, тогда, конечно, гораздо больше людей поверило, что явился Сам Спаситель мира. Так и после Крещения от Иоанна Крестителя на Иордане Господь сорок дней пребывал в пустыне, где претерпел искушения от диавола, преодолел их и после этого, укреплённый постом и молитвой, вышел на проповедь. Так же и мы вскоре после Рождества Христова и праздника Крещения вступаем в Великий пост, чтобы так же подготовиться постом и молитвой к одному из самых важных событий в нашей жизни, которое совершается ежегодно, а именно к встрече Господа в Иерусалиме, к Страстной седмице и к Пасхе Христовой.
Для нас праздник Сретения Господня – это напоминание нам обо всех наших встречах с Господом. И в старце Симеоне, и в пророчице Анне каждый может найти себя и вспомнить те моменты, когда он сам лично, в храме Божием, встретился с Господом. А неделя о Страшном суде напоминает нам о последней встрече в земной истории с Господом, после которой начнётся для нас и для всего человечества новая история: новое небо и новая земля. / sobor.by/ Протоиерей Олег Шульгин.
При использовании материалов сайта гиперссылка на sobor.by обязательна.