Минский приход иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"
Текущая пятая седмица Великого Поста посвящается памяти преподобной Марии Египетской. Сегодня вечером в православных храмах совершается особенное богослужение, которое в народе называют стоянием Марии Египетской. Это продолжительное богослужение, утреня, в течение которой полностью прочитывается великий покаянный канон преподобного Андрея Критского, который читался в четырёх частях по вечерам первой седмицы Великого Поста. А также читается житие преподобной Марии Египетской. Повторно воспоминания преподобной Марии Египетской совершается в пятое воскресенье Великого Поста.
Почему Церковь особое внимание уделяет житию преподобной Марии Египетской, почему именно ради её памяти повторяется чтение великого покаянного канона?
Преподобная Мария Египетская являет нам образец истинного покаяния. Будучи до обращения на путь истинный великой грешницей не столько по своей любви к греху, сколько потому, что она не получила должного христианского воспитания, после вразумления Божия преподобная Мария Египетская прошла путь истинного покаяния.
Испросив позволения у Божьей Матери после своего покаяния и обращения ,она удалилась в пустыню. И там, в пустыне, провела много лет. 18 лет она провела в борьбе с греховными страстями, как до этого 18 лет послужила страстям блуда и чревоугодия. Ей пришлось для нашего вразумления такой же период времени посвятить покаянию. Её житие по промыслу Божию стало известным каждому христианину. И с тех пор, как преподобный Софроний записал её житие, её память очень почитается в Церкви. Потому, что каждому из нас даёт надежду на покаяние.
В её житии мы видим воплощение притчи Господа о блудном сыне, которая вспоминается накануне Великого Поста, в один из воскресных подготовительных дней. Напомню эту притчу. У одного богатого человека было два сына: старший и младший. Старший был послушным, а младший - своевольным. Однажды он отважился испросить у живого отца свою долю наследства в денежном выражении и отправился в дальние страны расточать полученное богатство. Когда он его расточил, живя блудно, то вынужден был наняться в слуги одному из жителей дальней страны, чтобы пасти его свиней. Поскольку в стране был голод, то даже свиньям не доставалось вдоволь еды. И он хотел бы насытиться о той еды, которую ели свиньи, но иногда ему этой еды не доставалось, потому что свиньи тоже были голодными и отталкивали его от корыта с едой. Осознав своё греховное падение, этот человек подумал: у моего отца слугам дают вдоволь хлеба, и они никогда не знают в этом недостатка, пойду к отцу и наймусь ему хотя бы в слуги, потому, что недостоен я больше называться его сыном. Но когда он вернулся, отец пришёл встретить его, поскольку получил от слуг известие о возвращении сына. Отец обнял его, приказал дать лучшие одежды и устроил в честь него пир. Когда же старший сын возвращался с полей, то, услышав звуки веселья, спросил, что за неожиданный праздник. И один из слуг рассказал, что вернулся его брат. И тогда старший сын не захотел входить в дом. Когда отцу доложили об этом, он вышел на встречу старшему своему сыну и сказал: «Сыне, заходи в дом и раздели нашу радость». Но тот стал отказываться, говоря, что не получил такой радости от отца, хотя не уходил в дальнюю страну и не расточал богатство отца, а за послушание не заслужил никакой награды. Отец же напомнил ему о том, что всё, что принадлежит отцу в его доме, принадлежит и ему. А сейчас ему стоит так же, как и отцу, возрадоваться о возвращении своего блудного брата. Потому что он был как умерший и воскрес, был как пропавший и нашёлся.
Пример преподобной Марии Египетской показывает нам, что эта притча действительно применима к жизни каждого человека. И особенно ярко мы видим это проявление в житии Марии Египетской. В 18 лет она боролась в пустыне со своими греховными страстями, и, наконец, с Божьей помощью, их победила. И после этого она уже перестала нуждаться в земной пище, в земной одежде, которая к тому времени уже истлела. Она жила в мире с дикими зверями, хищниками. В пустыне она могла молиться и во время молитвы Духом Святым поднималась над землёй. Будучи неграмотной, она стала в совершенстве знать Священное Писание, и будучи необразованной, стала беседовать с людьми образованными, словно больше их преуспела в познании Божественных истин. Об этом написал старец Зосима, который, по промыслу Божию, был приведён в пустыню и узнал житие Марии Египетской. Ему довелось и похоронить преподобную Марию, но сам он не мог, по своей старческой немощи, выкопать для неё могилу. И тогда, когда он стоял в недоумении, вдруг явился из пустыни огромный дикий лев. Поначалу испугавшись, затем преподобный Зосима исполнился Духа Святаго, и сказал льву вырыть могилу для великой угодницы Божьей. Лев послушно вырыл могилу, и когда преподобный Зосима завершил все погребальные обряды и молитвы, то, отправившись в обратный путь, увидел, что и лев также отправился в пустыню. Преподобный Зосима рассказал об этом братьям обители, те рассказали другим монахам. Так эта история дошла и до преподобного Софрония, который и изложил это житие в той редакции, которая доныне существует.
Пятая седмица Великого Поста является последней полной седмицей святой четыредесятницы. Следующая седмица будет уже неполной, будет состоять всего лишь из пяти дней. На шестой седмице, в пятницу, заканчивается святая четыредесятница, первая часть Великого Поста, посвящённая, особенно, покаянию. Святая четыредесятница возникла как воспоминание о посте сорокадневном, который сам Господь наш, Иисус Христос совершил в пустыне. Господь в эти дни ничего не ел, не пил и не спал. Он день и ночь пребывал в молитве. Мы же, конечно, по нашей немощи не можем исполнить таких подвигов. Даже если бы исполнили, мы бы всё равно не исполнили меру Христову, потому, что мы постимся для того, чтобы победить греховные страсти, Господь же постился для того, чтобы подготовить себя к спасительному крестному подвигу. Поэтому для нас святая четыредесятница больше является временем покаяния и подготовки к следующей части Великого Поста, которая начинается в Лазареву субботу, продолжается в вербное воскресенье и заканчивается на страстной седмице. И поэтому Святая Церковь, полагая, что мы уже достаточно подготовились, предлагает нам воспоминания святой преподобной Марии Египетской, предлагает нам ещё раз выслушать великий покаянный канон, и, тем самым, как бы внести завершающий аккорд в наш путь восхождения к истинному покаянию.
Пусть в этом году мы и не смогли достигнуть истинного покаяния, но воспоминание преподобной Марии Египетской послужит нам в течении следующего года до следующего Великого Поста напоминанием о том, как много ещё нам предстоит пройти по пути духовного совершенства. / sobor.by/ Протоиерей Олег Шульгин.
При использовании материалов сайта гиперссылка на sobor.by обязательна.