Минский приход иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"
В следующем году православные Польши ожидают визит Святейшего Патриарха Кирилла – Блаженнейший Митрополит Варшавский и всея Польши Савва, Предстоятель Польской Автокефальной Православной Церкви пригласил Патриарха Московского и всея Руси посетить Польшу в дни празднования Преображения Господня. Это будет первый в истории польского государства и Польской Православной Церкви визит Предстоятеля Церкви-матери. В католическом море польского народа православного населения не более 2-х процентов – тем не менее, восточная духовная традиция в этой стране укоренена в столетия. А сейчас Православная Церковь в Польше уравнена по статусу с Римо-Католической. Подробности в телесюжете Восточно-Европейского бюро телеканала «Союз» из Польши православной.
Если путешествовать по востоку Польши, можно убедится в том, что православных храмов здесь не меньше чем в белорусской или российской глубинке– они есть практически в каждом селе или местечке. Например, в Городке на реке Супрасль красивейший храм Рождества Пресвятой Богородицы стоит на том месте, где уже 5 столетий назад князья Ходкевичи, представители русского православного вначале рода Великого Княжества Литовского построили первую Рождество-Богородичную церковь. С 1498 года здесь сменилось 5 церковных зданий, но сохранилась преемственность духовной культуры – об этом рассказывает в своей книге известный в Польше автор Анна Радзюкевич, православный журналист и краевед.
Парадоксально, но князья Ходкевичи, полонизированные и окатоличившиеся уже в конце 16 века, воевавшие с Москвой, посеяли на своих землях такие семена православной духовности, которые проросли сквозь столетия. Именно они все это время давали силы народу держаться восточнохристианской традиции и своей народности. Русское начало здесь не заглушили даже 2 с лишним века унии. Только недавно местные жители стали называться белорусами или украинцами, в зависимости от наречий языка, но до сих пор устойчива выработавшаяся веками идентификация по конфессиональному признаку.
«На границе так было, что католик – это значит поляк, а православный традиционно русский, мы имеем в виду наследие Великого Княжества Литовского. Все мои предки назвали бы себя православными русскими. Конечно, современные определения изменились – я бы себя назвал белорус», – рассказывает Евгений Чиквин, депутат Сейма Республики Польша, главный редактор журнала «Православное обозрение» Впрочем, многие из белорусов в силу разных причин во время последней переписи населения 10 лет назад записались поляками. Из 200 тысяч белорусского населения зарегистрированного в годы социализма в Польском Подляшье осталось 50 тысяч.
«Потому что люди стесняются или боятся сказать, что они принадлежат к русской культуре, что они белорусы, православные, хотя сейчас хорошее время, чтобы сберечь свою идентичность, а бывало по-разному. Я думаю, есть очень хороший процесс, что вырастает молодое поколение, и они ценят свою культуру, стараются к ней возвратиться, и уже нет такого процесса, чтобы принадлежать западной культуре абсолютно. Уже есть критический взгляд, что западная культура не ведет к совершенству», – говорит Анна Радзюкевич, заместитель главного редактора журнала «Пшеглёнд Православны» («Православное обозрение»).
Никогда не называл себя поляком, а только гражданином Польши, вице-президент Белостока Александр Сосна. Сын известного церковного историка и священника Григория Сосны считает, что реальную этническую картину может показать карта приходов Белостока. – 2/3 из них – католические, 1/3 – православные, значит уже только в центре Подляшского воеводства примерно 100 тысяч жителей имеют белорусское происхождение.
«Мы здесь появились не в 1815 году, когда Польша после раздела вошла в Российскую Империю. Конечно, бывали разные времена, нас притесняли, был тяжелым междувоенный период, потом война, потом социализм. Мы жили в социалистической стране, где считалось, что есть только одна национальность в Польше – это поляки. 50 лет у нас считали, что нет других вероисповеданий, нет других национальностей. Для общества было нехарактерно показывать свою инаковость. А сейчас после 1989-го, когда президент признает существование других национальностей, многое изменилось. Доказательством тому служит, что я являюсь советником президента по делам православной общины и белорусского меньшинства», рассказал Александр Сосна, вице-президент г. Белостока, (Польша).
В нынешнем году Президент Польши Бронислав Коморовский принял участие в торжествах на святой горе Грабарке – приехал на престольный праздник православной Спасо-Преображенской обители. Впервые в истории Польши глава государства посетил православный монастырь с официальным визитом – и это было знаковое событие. Президент заявил, что православная традиция – это важная часть духовного наследия Польши. А святую гору Грабарку сравнил с Ченстоховой, отметив, что в Польше эти два святых места – православное и католическое, как два легких, которыми дышит страна. В следующем году на Преображение православные Польши ожидают визит Святейшего Патриарха Кирилла. Визит Предстоятеля Церкви, которая связана близкими родственными узами с Польской Церковью напомнит православным Польши о большой православной славянской семье.
Неудивительно, что книги Святейшего Патриарха Кирилла пользуются здесь большой популярностью. / sobor.by/ Артем Махакеев
При использовании материалов сайта гиперссылка на sobor.by обязательна.