Минский приход иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"
На днях на отделении катехизаторов Минского духовного училища – вечерних курсах о православной вере для людей всех возрастов – состоялся выпускной. За два-три года увлекательной учёбы слушатели курсов не только сдружились и открыли для себя красоту Православия, но и приобрели знания по богословским дисциплинам. Как применять их в личной жизни, в разных служениях в Церкви и в миру на благо своей душе и окружающим? О чём важно помнить? Обязательно ли делиться полученными знаниями с другими? Как делать это правильно? На эти вопросы отвечает директор Минского духовного училища, протоиерей Иоанн Задорожин, председатель Синодального отдела по делам молодёжи БПЦ. - Отец Иоанн, у второго курса Отделения катехизаторов на днях состоялся выпускной. Кто-то, возможно, захочет продолжить учёбу, кто-то уже чувствует себя готовым заняться служением в Церкви… На что бы Вы обратили внимание выпускников? Какое напутствие Вы бы им дали?
- Мы все – крещённые во имя Отца и Сына и Святого Духа - чада Христовы и должны возрастать в своей духовной жизни и получении благочестивых знаний, которые есть в Церкви. Поэтому к нам, как и к апостолам, обращено повеление быть в мире проповедниками, быть светом. Чтобы наш свет так светил в мире, чтобы тот, кто соприкасается с нами, видя наши добрые дела и нашу добрую жизнь, благословлял Отца нашего Небесного.
Некоторые люди пришли на курсы получить знания для себя. Каждый сам решит – продолжить обучение дальше или остановиться на этом уровне. Возможно, кто-то станет преподавателем в воскресной школе. Но чтобы человек ни решил, он должен понимать, что эти знания предполагают великую ответственность перед теми, кто будет его вопрошать о православной вере. Наш ответ должен быть не просто рационалистичным – набором каких-то знаний, но он должен сопрягаться с нашей живой верой в Господа, с нашим горением ко Христу, с нашей жизнью.
Дети в познании мира находятся постоянно в удивлении, в радости открытия. По мысли Честертона, христианство – это постоянное удивление. Это и есть главный показатель нашей веры. Если мы удивляемся бездне Божественной любви, которой исполнен весь мир, то мы будем в непрестанном открытии Бога. Тогда мы и будем в веселии, в удивлении и будем проповедовать людям о Господе. Но это целокупная духовная жизнь. Всё для этого дано человеку в Церкви – и таинства, и наш церковный календарь, и службы, и песнопения. Всё дано человеку, чтобы он развивался и был для себя помощником.
Но надо понимать, что знания относительны. Нельзя, получив диплом, сказать: "всё, теперь мы всё знаем". Мы лишь на пути. Христианин, как говорил Гоголь, ученик до гробовой доски.
- Бывает такое, что полученные знания о вере отдаляют человека от Бога…
- Знания без молитвы и духовной жизни могут человека надмевать.
Очень важно, чтобы человек, развиваясь умственно, развивался и духовно. Если же нет в нём горения и жажды Господа, нет усилия по отношения к себе и к Богу, то человек не стоит на месте – он неизбежно скатывается вниз, ведь враг рода человеческого всегда рядом.
Необходима синергия – соработничество Бога с человеком. Наверное, человек, который до конца не исстрадался, ещё не понимает, что представляет жизнь без Бога.
- Курсы катехизаторов направлены на духовное просвещение мирян. Следует ли выпускникам курсов полученными знаниями делиться с окружающими?
- Всегда нужно говорить с осторожностью. Не нужно думать, что я получил знания и всем нужно о них трубить. Нужно тысячи раз себя проверить прежде, чем что-то сказать другому человеку. Это касается всех, и священников тоже.
- Не будет ли молчание в некотором смысле сокрытием Истины?
- Здесь нужно духовное рассуждение. Если человек сомневается, ему нужно посоветоваться с духовником или со священником.
- Порой складывается ощущение, что ранее активный в общественной жизни человек, придя к вере, становится пассивным…
- Он просто начинает более спокойно относиться к внешним вещам. Перестаёт тратить свои силы на то, что является пустотой и тленом.
- Не равнодушие ли это?
- Нет, спокойствие – это не безразличие. Каждый случай индивидуален. Доброе надо отстаивать. Надо отстаивать свою веру и ценности. Если какие-то явления откровенно противоречат нашей вере, мы должны высказывать своё мнение и отстаивать свою позицию, не быть пассивными.
- В какой форме миряне могут заниматься миссионерством и всегда ли они к этому призваны? Другое дело священник, которому положено говорить проповеди…
- Для миссионерства мы все пред Богом одинаковы – что священник, что мирянин. Мы все в одинаковой степени должны совершать своё служение на том месте, на которое нас призвал Господь. От священника, конечно, больший спрос, ведь он служит величайшее таинство, но и миряне являются участниками этого таинства.
По благословению и при наличии соответствующих знаний мирянин может проповедовать в воскресной школе, проводить беседы на приходе, организовывать ознакомительные поездки…
- Что, помимо знаний и живой веры, важно для миссионера?
- В основе миссионерства – смирение, а не гордыня и осознание себя учителем. Важно понимать, что я лишь воспроизвожу то, что не моё, а что я получил от Церкви. При таком состоянии человек может быть миссионером и на своей работе – если он видит, что кто-то его вопрошает не из праздного интереса, а из жажды духовной, которую вызывает мир, отрывая человека от Бога. Человек чувствует эту жажду в самых глубинных основах своего существа. Если в такой момент верующий человек со смирением и аккуратно, прежде всего своей жизнью будет проповедовать Истину, он поможет другому человеку. Он даже не будет задумываться о том, что он кого-то чему-то учит, ведь если человек будет правильно вести свою духовную жизнь, он никогда себя выпячивать не будет. Надо смириться и довериться Богу, тогда миссионерство будет происходить естественным образом и ради Господа.
Патриарх Сербский Павел говорил: "Не говори людям о Господе, если тебя не хотят слушать. Живи так, чтобы спросили".
Влияние на другого человека происходит на уровне нашей молитвы за него и собственного очищения нашей души. Если же человек находится в глубоко греховном состоянии, то он не воспримет информацию, Господь порой и Сам молчал, когда некоторые его вопрошали…
Поэтому если человек сумел очистить свою душу, то, не осознавая себя учителем, но из любви к другому человеку он сможет ему помочь и что-то подсказать. В этом и есть миссия.