Минский приход иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"
Клирик минского Радосте-Скорбященского прихода протоиерей Алексий Климов в интервью Sobor.by рассказал о смысле и истории родительских суббот, а также предостерег от возможных ошибок в деле поминовения усопших.
- Что представляет из себя Дмитриевская родительская суббота?
- Дмитриевская родительская суббота – день особого поминовения умерших, усопших, как мы говорим. Её называют родительской, потому что в этот день мы вспоминаем своих родителей – не только папу и маму, если их уже нет в живых, но и всех предков нашего рода, да и не только нашего.
История Дмитриевской субботы уходит корнями в глубину веков, во времена освобождения Руси от ига Золотой Орды. В 1380 году под предводительством святого благоверного князя Дмитрия Донского в Куликовской битве была одержана победа над Мамаем. Это ещё не было полным освобождением от зависимости, но, тем не менее, это уже была очень серьёзная и решительная победа, которая воодушевила наших предков и послужила одним из серьёзных шагов к освобождению. В той битве были убиты тысячи людей. Это были чьи-то кормильцы, мужья, отцы, но они пошли на этот подвиг за родную землю, за свободу.
Где-то через месяц после битвы, когда Дмитрий Донской вернулся в Троице-Сергиев монастырь к святому преподобному Сергию Радонежскому, который и благословил его на битву, в монастыре впервые молитвенно помянули погибших воинов. Это была суббота накануне празднования дня святого великомученика Дмитрия Солунского. Дмитрий Донской постарался сделать так, чтобы это богослужение состоялось поближе к этому празднику, потому что Дмитрий Солунский тоже был воином, во многих городах Руси ему строились храмы и писались иконы.
В субботу накануне празднования дня Димитрия Солунского и решили поминать погибших воинов. Их поминали на больших службах, после которых накрывались столы, часть продуктов с которых отдавалась бедным. С тех пор это стало традицией, и святой Димитрий Донской приказал ежегодно поминать святых воинов. А потом эта традиция расширилась и до поминовения всех воинов, ещё позже – и всех христиан, потому что каждый истинный христианин – это всё же воин, будь то мужчина, женщина, старик, юноша или девушка. Нам приходится сражаться с грехом, и это более страшная битва, чем сражение на поле боя.
Есть несколько поминальных суббот. Две из них – это вселенские субботы, которые распространены на всю Православную Церковь. Это мясопустная родительская суббота перед Великим постом – та неделя, когда мы поэтапно готовимся к посту и последние дни употребляем мясную пищу. В это время Церковь призывает не просто отъедаться и веселиться перед постом, как это, к сожалению, порой бывает, а всё-таки вспомнить своих предков, усопших, потому что следующее воскресенье после этой субботы – неделя о Страшном Cуде. Так что все эти массовые масленичные гуляния со сжиганием чучел выглядят как пир во время чумы, ведь люди в это время вспоминают о своих грехах, это неправильно. В это время в нашей молитве как раз нуждаются усопшие, которые сейчас ждут суда Божьего, поэтому мы и молимся о них в родительскую субботу.
Кроме мясопустной субботы, есть ещё Троицкая родительская суббота, тоже вселенская. Помимо этого, в три первые субботы Великого поста тоже совершается особое поминовение усопших, поэтому эти субботы также называются родительскими.
- Христиане призваны постоянно молиться о своих усопших, зачем же тогда нужны родительские субботы?
- Это напоминание нам, чтобы мы усилили наши молитвы. Понятно, что за своих усопших надо молиться, и мы верим, что люди, умирая, не исчезают, их души уходят от жизни земной и переходят к жизни вечной. Поэтому к их каждодневному поминанию призываются все христиане, это наш долг о них и продолжение действия нашей любви. Это очень важно, потому что когда мы молимся, мы тратим силы и совершаем определённое действие, ведь настоящая молитва – это непросто. Каждодневная молитва – это труд, и труд непростой.
Конечно, каждый день христиане должны молиться Богу о своих усопших. А эти дополнительные службы – возможность совершить большую коллективную молитву, ведь считается, что любое дело совместно совершается более эффективно. Наш духовный подвиг, совершаемый вместе, даёт больший результат, и мы стараемся как-то усилить наши молитвы. Церковь нам даёт специальные службы, которые дома сам и не совершишь. В пятницу накануне родительских суббот в храмах служится особая служба, называемая парастас, в переводе – ходатайство, то есть это совместное ходатайство Церкви об усопших. На этой красивой и торжественной службе совершается очень много поминовений, читаются заупокойные молитвы и поются специальные каноны.
К таким молитвам нас призывают. Нам показывают, как можно молиться, и, может быть, кто-то нечто подобное будет совершать дома у себя. А так, конечно, мы молимся об усопших каждый день, и панихиды совершаются в храмах в любой день богослужения.
Ещё одна интересная традиция – почему родительскими стали именно субботы, а не, например, пятницы или четверги. Это связано с временами Ветхого завета, когда у древних евреев суббота была по заповеди днём покоя. У нас сейчас таким днём стал воскресный день, связанный уже с Новым заветом, но суббота всё равно для нас осталась праздником, и в этот день покоя мы вспоминаем наших усопших. Они уже упокоились от трудов земных и теперь у них одна забота – как там устроиться у Бога. Таким должен быть результат человеческой жизни – прожить её так, чтобы смерть не стала потерей, разочарованием или даже ужасом, когда человек оказывается лицом к лицу с Судьей.
- Как правильно поминать усопших?
- Так, к сожалению, ведём себя мы, люди, что даже наши благие пожелания порой реализуются с грехом пополам. Поэтому, желая поминать усопших, люди не всегда делают это правильно. Усопшим нужна наша молитва, также их очень утешает исправление нашей жизни. Здесь людям кажется, что иногда можно и согрешить, это и с рук сойдёт, и не вспомнится. А когда они попадают туда, им всё открывается, они видят и рай, и место, которое ожидает грешников. Побывав в качестве наблюдателей и там, и там, они остаются в каком-то особом, таинственном месте вплоть до Страшного Cуда. Одни, те, кто старался жить с Богом, в предчувствии радости вечного общения с Богом и святыми, пребывают в упокоении и умиротворении, а те, которые творили зло, не раскаялись и понимают, что их может ожидать на окончательном суде не рай, а ад, чувствуют и страх за себя, и за тех, кто остался на земле. И если мы живём на земле и продолжаем грешить, живём безбожно, то этим мы очень сильно огорчаем наших предков. Они хотели бы до нас достучаться, но ни мы не можем к ним обратиться лично, ни они к нам.
Мы можем позаботиться о наших усопших с помощью Бога. Когда мы за них молимся, они получают облегчение и утешение, их касается благодать Божия. И если мы начинаем жить правильно, если мы хотим исправить свою жизнь, начинаем задумываться о своих грехах и каяться в них, наш путь поворачивается от греха в сторону святости и праведности, и этот поворот является очень большой радостью для наших предков.
Это происходит каждый день. Вот мы сделали какое-то хорошее дело, не похвалились, не разрушили его своей гордыней, а сделали его ради Бога, и тогда это будет большим утешением всем нашим усопшим.
- Не подменяется ли сейчас молитвенное поминовение усопших чем-то другим?
- Древние народы, ещё не знавшие Бога, веровали по-разному. По-славянски народы – это язы́ки, и говорят, что язычество – это веры разных народов. Со временем люди расселились, потеряли связь друг с другом и с Богом, забыли о нём, поэтому и верования, к сожалению, стали разнообразными, что мы и видим. Верят во что угодно – и в священных жуков, и в священные камни, верят, что можно поклониться всему, что шевелится. Это ошибка, свойственная всем язычникам. Но так как им тоже хочется как-то позаботиться о своих близких, они тоже совершали определённые ритуалы, связанные с таким серьёзным шагом, как шаг в будущую жизнь.
Эти обряды, к сожалению, тянутся за нами на протяжении многих веков и поколений. Уже и те верования в чистом виде не существуют, ушло древнеславянское язычество, но что-то остаётся. Эти отголоски переплетаются порой с христианскими традициями, и получается такая неправильная смесь.
Народные верования, связанные с усопшими, часто грешат такими ошибками. Вместо того чтобы пойти помолиться, люди просто идут на кладбище и устраивают там заупокойные пикники с возлияниями. Собираются помянуть усопшего, а заканчивается пустословием, злословием, а иногда и чем-нибудь более нехорошим.
Пытаясь как-то утешить усопших, люди могут им принести продукты на могилу. Но ведь усопший уже этим не питается! Питаются птицы и звери, которые могут после себя оставлять беспорядок на могиле. Лучше раздать милостыню: взять часть продуктов и покормить бедного человека, куда-то их пожертвовать, и это будет доброе дело.
Когда я служил в деревне, мне рассказывали о такой традиции. В день Дмитриевской субботы люди посещают церковь и кладбище, а потом вечером приходят домой, накрывают стол, в том числе для усопшего, и ждут, придёт их усопший или нет. Спрашиваю – а как вы понимаете, придёт или не придёт? Отвечают, что вот колыхнулась занавеска, что-то скрипнуло, значит, он уже за столом, и тогда мы садимся и начинаем есть. Это уже элементы спиритизма, это опасно.
Ошибки бывают, но Церковь призвана их разъяснять. Совершенно не грешно, если человек узнает, что так делать неправильно, тактично сказать своим близким, что, если мы христиане, так делать не нужно. Но мы не навязываем свою веру, и тем более дерзко и некорректно учить людей, когда они поминают своего усопшего. По крайней мере, если человек назвался христианином, то будь добр, соблюдай веру в чистоте.