Минский приход иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"
Круглый стол «Культурная спадчына i рэлiгiя», приуроченный к Дням европейского наследия, прошёл сегодня в Национальной библиотеке Беларуси. В мероприятии приняли участие представители Министерства культуры, Национальной комиссии РБ по делам ЮНЕСКО, представители ОБСЕ и Совета Европы, представители Православной и Римо-католической церквей. Со стороны Православной Церкви в работе круглого стола приняли участие член Союза архитекторов Беларуси, настоятель прихода иконы «Всех скорбящих Радость» протоиерей Игорь Коростелёв и помощник Митрополита Минского и Слуцкого Филарета по историческим вопросам Геннадий Шейкин.
Одной из наиболее острых проблем, попавших в поле обсуждения участников круглого стола , стала утрата аутентичного облика храмов и монастырей, использование современных материалов при реконструкции. «Многие уникальные деревянные церкви утратили свой первоначальный облик. Чтобы сохранить помещение, памятники архитектуры обшивают сайдингом, крыши покрывают жестью. Главная функция храма, конечно сакральная, это место, где проводятся богослужения, но нужно пытаться установить диалог с местными властями для того, чтобы найти возможность сохранить облик церкви», - отметил глава Национальной комиссии Республики Беларусь по делам ЮНЕСКО Владимир Счастный. Участники встречи с болью вспомнили замену купола на здании древней Спасо-Преображенской церкви, по причине чего древний храм не попал в список объектов культурного наследия.
«То, о чём говорится здесь сегодня, - это наша боль, - сказал протоиерей Игорь Коростелёв. - В начале 90-х годов мы столкнулись с анархией, то есть у нас складывалась такая ситуация: священник на приходе, который был по образованию врачом или электриком, начинал считать, что он архитектор. Он строил, либо реставрировал, церковь по своему усмотрению. В результате был нарушен уникальный облик церквей, которые могли бы считаться жемчужинами церковной архитектуры. Именно поэтому Владыка Митрополит создал при епархиальном управлении два органа – Архитектурно-художественный совет, в который я вхожу, и Комиссия по церковному строительству, архитектуре и реставрации, работой которой я руковожу. В эти две структуры входят архитекторы, художники – профессионалы. Это дает возможность решать, как восстановить культовые здания, которые были разрушены, каким образом дать им возможность полноценно служить по назначению и одновременно сделать так, чтобы они стали жемчужинами республики. Мы все с вами патриоты. И мы понимаем, какую роль культовые здания играют в формировании облика нашей страны. Мы обсуждаем совместные проблемы. Не разделяем: церковь – одно, Министерство культуры – другое… Мы вместе радеем за то, чтобы сохранить идентичность».
Отец Игорь также затронул вопрос формирования художественного вкуса у современной молодёжи и в связи с этим особенно осторожный и взвешенный подход к строительству новых храмов: «Мы живем в стране, в которой, к сожалению, было прервано воспитание людей – и религиозное, и культурное. Воспитание вкуса сегодня - не менее актуальная проблема, чем сохранение исторического наследия», - сказал священнослужитель.
Сообщение настоятеля прихода строящегося конкафедрального собора иконы «Всех скорбящих Радость» побудило участников встречи к живому диалогу. В результате сотрудники светских ведомств приняли решение о сотрудничестве на регулярной основе с церковными специалистами при решении вопросов о восстановлении культовых сооружений.
Помощник Митрополита Филарета по историческим вопросам Геннадий Шейкин отметил другую актуальную проблему – порой легче построить новое здание, нежели восстановить старое. И церковные ведомства делают всё возможное, чтобы предотвратить такие случаи. Так удалось спасти деревянный храм в Барановичском благочинии. «Священник согласился, старый храм остался, но разрушение его всё равно продолжается. Надо решать проблему дальше», - заметил Геннадий Николаевич.
Гостем круглого стола стал руководитель международного отдела Департамента по культурному наследию при Министерстве культуры Литовской республики Альфредас Ёмантас. «Я с завистью слушал, как вы реставрируете фрески 12 века. У нас таких вовсе нет. Самые древние фрески в Свято-Духовом кафедральном соборе Вильнюса датируются 13 веком», - рассказал господин Ёмантас. В этом году работа литовского департамента сосредоточена как раз вокруг темы настенной живописи. В прошлом году сотрудники ведомства сосредоточились вокруг древних органов, сохранившихся на малых католических приходах. «Для того, чтобы записать их звучание, приходилось перекрывать движение на улицах, - говорит господин Ёмантас. По итогам работы каждого года департамент издаёт диски и книги, подробно описывающие культурное наследие Литвы. Вместе с тем гость из Литвы отметил, что в соседнем государстве, как и у нас, в Беларуси, постоянно возникает одна и та же проблема – непонимание между департаментом культуры и реставраторами. Альфредас Ёмантас привёл пример Острой Брамы, работы по реставрации которой вызывают в обществе большие споры.
Заместитель министра культуры Виктор Кураш, резюмируя выступления, подчеркнул необходимость жёсткой производственной дисциплины в сохранении памятников архитектуры со стороны как чиновников, так и служителей церкви. «Необходим тщательный своевременный уход особенно за деревянными храмами», - подчеркнул заместитель министра.
Итогом встречи стало решение о продолжении сотрудничества, теперь уже на регулярной основе и в виде конкретных программ, в сфере охраны историко-культурного наследия между Министерством культуры Республики Беларусь, аппаратом Уполномоченного по делам религий и национальностей при Совете министров РБ и ведущими конфессиями страны, в частности с архитектурно-строительными ведомствами БПЦ. Участники встречи также постановили подготовить и включить в 2012 году в Государственный список историко-культурных ценностей РБ досье по таким нематериальным объектам духовной культуры, как Буцлавские торжества и колокольный звон западной Беларуси. Ещё одним соглашением достигнутым в ходе встречи, стало решение о доработке досье «Материальное отражение духовного наследия святой преподобной Евфросинии Полоцкой», включающее Софийский собор и Спасо-Преображенскую церковь». Досье планируется представить на рассмотрение Центра всемирного наследия ЮНЕСКО в 2012 году. Также было выработано решение об издании альбома «Фрески Спасо-Преображенской церкви в Полоцке» с привлечением к реализации проекта все заинтересованные стороны: Министерство культуры РБ, Национальную комиссию РБ по делам ЮНЕСКО, Аппарат уполномоченного по делам религий и национальностей при Совете Министров РБ и Белорусскую Православную Церковь. / sobor.by/ Анна Галковская (0 Kb)
При использовании материалов сайта гиперссылка на sobor.by обязательна.