Минский приход иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"
Радоница – день поминовения усопших. Этот день отличается тем, что поминовение усопших сопряжено не столько с днём траура, со скорбью, сколько с днём радости.
Поминая усопших сродников, молясь за них в храме, приходя на кладбище, посещая их могилы, мы не оставляем веру в то, что всякий христианин, верующий во Христа, так же с Ним, в своё время, воскреснет. Для нас поминовение усопших сродников – это святой долг, потому что сам человек уже не может приносить Богу жертву добрых дел и милостыни. Если мы молимся за наших умерших, мы должны и жизнь свою проводить так, чтобы молитва наша была угодна Богу. Главное – это молитва, а не какие-то "народно-нецерковные" обычаи. Печально, что мы видим последствие безбожия, какой-то полуязыческий мистицизм. "Мы здесь, таким образом, поминаем, чтобы в загробном мире этой душе стало легче," - часто говорят невоцерковлённые. Это нелепое представление, проявление полной бездуховности, такие деяния умертвляют нашу душу. Молитва и церковное погребение – это то, что необходимо для человека. На кладбище категорически не рекомендуется что-то есть, что-то пить – мы приходим туда помолиться.
Все чинопоследования церковных служб, молитвословия, содержание богослужебных текстов в этот день наполнены и нам повествуют о радости воскресения. На службе усопшие поминаются не в контексте траура, а в надежде и радости будущего воскресения. Радости о воскресшем Спасителе и радости о будущем воскресении всех, кто в Него верует. Этот смысл красной нитью проходит через все богослужебные песнопения этого дня - Радоницы.
Не "плачу и рыдаю" (погребальные стихиры преподобного Иоанна Дамаскина († 749, день памяти - 4 декабря), не печаль, но радость! Как жив Господь Иисус Христос, так жив и всякий в Него верующий. Иначе наша вера не имела бы смысла. В чём же тогда радость? В чём смысл? Смысл - в будущем воскресении.
Во-первых, Господу угодно наше покаяние: "жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно" (Пс.50:18-19); а, во-вторых, наши добрые дела – милостыня.
Очень важным является литургическое поминовение наших усопших сродников. Литургия объединяет нас. Церковь – это и Земная Церковь, и Небесная. Когда священник в конце литургии высыпает частицы в Чашу, в Кровь Христову, которые он на проскомидии вынимал за усопших и за живых, сие символизирует единство Церкви во Христе. Мы - живущие, так и умершие, - мы все одно Тело Христово. У Бога все живы, у Бога мёртвых нет.
Иерей Сергий Пыск
Подготовила Мария Крещенская / sobor.by/ Фото tut.by
При использовании материалов сайта гиперссылка на sobor.by обязательна.