7 НОЯБРЯ 2013 (Четверг) 04:36:32
Минский приход иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"
Семинар-совещание по вопросам работы приходских воскресных школ открылся сегодня в Минске, в Центре духовного просвещения и социального служения «Всех скорбящих Радость» . В работе форума принимают участие директора воскресных Школ и руководители епархиальных отделов образования и катехизации. Семинар открылся торжественным молебном в домовом храме в честь святых мучеников Младенцев Вифлеемских. Его возглавил настоятель прихода Иконы «Всех скорбящих Радость» протоиерей Игорь Коростелёв. Место проведения семинара выбрано неслучайно: в приходе работает самая большая воскресная школа в Белорусском Экзархате. Выступая перед присутствующими, заведующий Сектором православного образования Синодального отдела религиозного образования и катехизации РПЦ иерей Алексий Алексеев передал участникам форума благословение Председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации Митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия, который инициировал проведение таких семинаров на всей территории канонического присутствия Русской Православной Церкви. Целью таких мероприятий является углублённое знакомство с утверждённом на Заседании Священного синода 25 декабря минувшего года СТАНДАРТОМ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, РЕАЛИЗУЕМОЙ В ВОСКРЕСНЫХ ШКОЛАХ (ДЛЯ ДЕТЕЙ) РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. На прошедшем в декабре заседании было утверждено 3 документа, регламентирующих работу воскресных школ: Положение о деятельности воскресных школ Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации (Положение); Типовой устав частного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр духовно-нравственного воспитания местной религиозной организации православного прихода храма Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)»; Стандарт учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресных школах (для детей) Русской Православной. Частное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр духовно-нравственного воспитания местной религиозной организации православного прихода храма Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)» - явление, характерное пока только для территории Российской Федерации. Это православная альтернатива домам детского творчества и центрам внешкольного образования. В России такие учреждения получают финансирование из госбюджета. Главным предметом обсуждения стал Стандарт учебно-воспитательной деятельности. Этот нормативный документ содержит требования, предъявляемые к результатам учебно-воспитательной деятельности, структуре и содержанию программ учебно-воспитательной деятельности и духовно-нравственного обучения и воспитания детей, к организационной и методической деятельности воскресных школ. Документ вводит базовые вероучительные предметы на каждой из ступеней учебно-воспитательной деятельности воскресных школ: I. Дошкольная ступень (дети 5–6 лет, ориентировочный срок обучения — 2 года): базовый вероучительный предмет — «Введение в Закон Божий» (дети получают первичные представления о Боге, о духовном мире, о молитве, о Священной Библейской истории, о храме Божием). II. Начальная ступень (дети 7–11 лет, ориентировочный срок обучения — 4 года): базовые вероучительные предметы — Закон Божий (в том числе Священная Библейская история, устройство храма Божия и богослужение, история Церкви); основы христианской нравственности (на основе Евангелия и жития святых); церковнославянский язык, церковное пение. III. Основная ступень (дети 12–16 лет, ориентировочный срок обучения — 4 года): базовые вероучительные предметы — Священное Писание: Ветхий и Новый Завет; православное богослужение (литургика); Основы православного вероучения (катехизис); история христианской Церкви, христианская этика. Заведующий Сектором православного образования отдельно остановился на теме начала и окончания учебного года в воскресной школе. Было отмечено, что занятия должны начинаться не ранее, чем спустя две недели после начала учебного года в общеобразовательных учебных заведениях. Заканчиваются они, как правило, в день памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия 11 мая (24 мая по новому стилю). Деятельность воскресных школ не подпадает под определение «учебный процесс», - обратил внимание иерей Алексий Алексеев, - это учебно-воспитательная деятельность. Её основой является вероучение. Дополнительная учебная деятельность подразумевает организацию кружков и курсов, различных студий и др. Было подчёркнуто, что нельзя забывать о том, что эта работа является не альтернативой, а лишь дополнением вероучительных предметов. Специалист по воскресным школам Синодального отдела религиозного образования и катехизации РПЦ Вячеслав Матвеев подробно остановился на дошкольной ступени учебно-воспитательной деятельности. Он отметил, что в Москве есть ряд воскресных школ, в которых работают только с дошколятами, при чём здесь, как и детских садах, тоже существует градация по возрасту: младший (3-4 года), средний (4-5 лет), старший (5-6 лет). Отдел религиозного образования выступает с инициативой создать на базе этих групп альтернативу государственным дошкольным учреждениям – в связи с нехваткой детских садов в крупных городах. Занятия в таких группах проходят в игровой форме с использованием мультимедийных средства. Продолжительность урока 20-30 минут. При этом, заметил специалист, надо избегать форсирования развития ребёнка, создавая благоприятные условия для его раскрытия. Руководитель отдела образования и катехизации Минской епархии протоиерей Александр Шимбалев в своём докладе отметил, что современная воскресная школа призвана решать вопросы катехизации прихожан, оказывая помощь в воцерковлении. «Получение знаний – это важно, но нельзя делать акцент только на этом, иначе мы рискуем прийти к той тенденции, к которой сейчас стремиться общеобразовательная школа, превращаясь из воспитательного учреждения в учреждение, предоставляющее образовательный продукт. При этом оно не преследует цели формирования цельного мировоззрения. Наша же основная цель – это воцерковление, воспитание детей в вере. И мы не должны допустить, чтобы формализация сгубила нашу приходскую жизнь», – сказал священник. Представители Синодального отдела образования и катехизации высказались о необходимости введения аттестации педагогов воскресных школ и самих школ. Директора школ отметили невыполнимость данного требования в связи с недостатком педагогов в школах: «Мы рискуем лишиться педагогов, так как многих это напугает, а заменить нам преподавателей будет некем». Были также затронуты вопросы времени проведения занятий. Было отмечено, что неприсутствие на Литургии допустимо для дошкольной ступени, при чём занятия следует строить так, чтобы дети успевали к Причастию. Для остальных же ступеней занятия предпочтительно организовывать после богослужения. Преподаватели были едины в том, что воскресная школа должна быть местом особой доверительной атмосферы, где нет принуждения и плохих оценок. Словом, это должно быть место, куда ребёнку бы хотелось прийти. В работе семинара также приняли участие Секретарь координационного совета по сотрудничеству Министерства Образования Республики Беларусь и Белорусской Православной Церкви Священник Димитрий Ворса, методист управления идеологической работы НИО Министерства образования РБ Елена Чистякова и исполнительный секретарь Союза сестричеств милосердия БПЦ Елена Зенкевич, которая остановилась на участии воскресных школ в деятельности социальных проектов по укреплению семьи. Круглый стол завершился совещанием по вопросам работы воскресных школ, которое возглавил епископ Борисовский Вениамин, викарий Минской епархии. На совещании были высказаны пожелания о том, чтобы в белорусских епархиях были организованы регулярные курсы по обмену опытом для педагогов и директоров воскресных школ. Справка: В настоящее время в Белорусском Экзархате работают 654 воскресные школы. 167 из них – на территории Минской епархии. / sobor.by/ ФОТОРЕПОРТАЖ
При использовании материалов сайта гиперссылка на sobor.by обязательна.
ВСЕ НОВОСТИ
|